Помощник

Основание статьи на возврат излишне уплаченного налога. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. Заявление о зачете: форма и образец

Статья 78 НК РФ:

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Абзац третий утратил силу.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей. В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению. Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

Комментарий к статье 78 НК РФ:

Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченного налога.

Уплатой налога признается как перечисление денежных средств в бюджетную систему, так и проведение налоговым органом зачета. Излишней уплатой налога признается исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности, размер которой превышает его действительные обязательства.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Пунктами 4 и 7 статьи 78 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Поскольку уплата налога осуществляется в формах, определенных пунктом 3 статьи 45 НК РФ, срок, установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ, исчисляется со дня наступления обстоятельств, которые признаются исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога, до дня подачи им заявления о зачете при условии, что сумма налога, на зачет которой претендует налогоплательщик, не менее суммы налоговых платежей, в отношении которых предъявлены в банк платежные поручения и (или) вынесены налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных налогов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 8395/11.

Как указано в Постановлении ФАС Поволжского округа N А65-31639/2011, порядок возврата излишне уплаченного налога установлен статьей 78 НК РФ. При этом порядок возврата налога при переходе налогоплательщика в новую налоговую инспекцию и постановки его на налоговый учет в этом налоговом органе данной нормой не регламентирован. Отсутствует в законе также обязанность налогоплательщика подавать повторное, дополнительное заявление о возврате излишне уплаченного налога после перехода на учет в другую инспекцию.

Инспекция по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан и инспекция N 8 входят в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, передача документов по налогоплательщикам из одного подразделения в другое не может служить основанием для нарушения их законных прав.

В рассматриваемом случае, как отмечено судебными инстанциями, налоговый орган по прежнему месту учета не обеспечил исполнение требований закона о праве налогоплательщика на возврат суммы излишне уплаченного налога.

Установленный статьей 78 НК РФ порядок возврата излишне уплаченного налога предусматривает возврат сумм налога за счет средств бюджета, а не конкретного налогового органа.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 1334/06.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа N А19-11366/04-20-Ф02-990/05-С1 суд отклонил доводы налогового органа о том, что налоговый орган не имеет право самостоятельно производить зачет переплаты в счет погашения выявленной задолженности без заявления налогоплательщика.

Как отметил суд, статьями 21 и 32 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на своевременный зачет сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, пеней и штрафов, а также обязанность налогового органа осуществлять такой зачет в порядке, предусмотренном НК РФ, а согласно пунктам 5 и 6 статьи 78, статье 176 НК РФ налоговые органы вправе самостоятельно осуществлять зачет излишне уплаченных сумм налога, а также сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, в счет погашения задолженности по налогам и пеням перед тем же бюджетом.

В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами налоговый орган должен был произвести зачет переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет погашения дополнительно начисленного по результатам камеральной проверки налога.

Налоговый орган не исполнил обязанность по своевременному проведению зачета, тем самым не прекратив обязанность налогоплательщика по уплате налога, поэтому направление предприятию требования об уплате данной суммы налога является неправомерным.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа N Ф03-4477/2012 суд пришел к выводу, что из анализа статьи 78 НК РФ следует, что налоговые органы наделены полномочиями самостоятельно производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по этому же налогу или другим налогам в тот же бюджет, а также пени и должны производить такой зачет.

Материалами дела подтверждается, что у организации имелась переплата по налогу на доходы физических лиц, числящаяся за организацией, в связи с чем пришел к выводу о том, что налоговый орган должен был произвести зачет по итогам налогового периода.

Аналогичная позиция изложена и в Постановлении ФАС Поволжского округа N А72-10627/2011: согласно статье 78 НК РФ налоговый орган наделен полномочиями производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения налоговой задолженности без заявления налогоплательщика.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Таким образом, возврат излишне уплаченных сумм налогов и сборов может быть осуществлен налоговым органом по месту учета налогоплательщика только на основании письменного заявления налогоплательщика при соблюдении прочих условий, предусмотренных налоговым законодательством. Если данное заявление налогоплательщиком не представлено, однако имеется излишне уплаченная сумма налога, она будет зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика.

Данная позиция разъяснена в письме ФНС России N ЗН-3-12/3719@.

По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

На это указал Президиум ВАС РФ в Постановлении N 2046/04.

При этом НК РФ не предусмотрено специальных требований к подписанию заявления о возврате. Форма такого заявления нормативно не утверждена.

Кроме того, НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. Налогоплательщик вправе представить в налоговый орган такое заявление вне зависимости от наличия или отсутствия у него на момент подачи такого заявления недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию.

Аналогичный вывод изложен в письме Минфина России N 03-02-07/1-317.

В Постановлении N А33-15051/2011 ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что при наличии письменного заявления организации о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки (задолженности по пеням и штрафам) налоговый орган не вправе зачесть переплату в счет погашения иных задолженностей налогоплательщика.

Как разъяснено в письмах финансового ведомства N 03-04-05/7-938, N 03-04-05/7-897, N 03-04-05/5-57, срок обращения за возвратом суммы излишне уплаченного в соответствующем году налога ограничен тремя годами.

Управление ФНС России по г. Москве в письме N 20-14/035800@ пришло к выводу, что при этом возможность зачета (возврата) излишне уплаченного налога не ставится в зависимость от периода, в котором были произведены расходы.

ФАС Московского округа в Постановлении N А40-12957/12-91-66 отметил, что налоговое законодательство не содержит механизма зачета или возврата налога из бюджета в случае возникновения обязанности по уплате налога в одном налоговом периоде и прекращения такой обязанности по уплате в другом налоговом периоде.

КС РФ в Определении N 173-О указал, что статья 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время статья 78 НК РФ не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Общий срок исковой давности в силу статьи 196 ГК РФ установлен в пределах трех лет.

Пункт 7 статьи 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Данная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 12882/08 и письме Минфина России N 03-02-08/27.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении N А29-10617/2011 отметил, что в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней, в том числе и при пропуске срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств возлагается на налогоплательщика.

Таким образом, вопрос о порядке исчисления налогоплательщиком срока подачи именно в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Следовательно, для определения правомерности требований налогоплательщика следует установить действительный момент, когда ему стало или должно было стать известно о наличии переплаты. При этом во внимание могут быть приняты все имеющие значение обстоятельства, которые тем или иным образом свидетельствуют об осведомленности хозяйствующего субъекта о наличии переплаты по конкретному налогу.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа N А67-2631/2011.

В Постановлении N А45-15377/2011 ФАС Западно-Сибирского округа указал, что налогоплательщик мог узнать о наличии переплаты только по истечении налогового периода, за который были перечислены соответствующие платежи, именно с этого момента следует исчислять срок на подачу заявления о возврате, а не с даты уплаты авансовых платежей. Данный срок налогоплательщиком не пропущен.

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Как отметил ФАС Московского округа в Постановлении N А40-63772/11-20-270, наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Получение налогоплательщиком актов взаимных сверок расчетов, подтверждающих наличие у него сумм переплаты по налогам, в этом случае должно рассматриваться в качестве момента, с которого исчисляется трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права.

В судебной практике это является устоявшейся позицией (см. Постановления Президиума ВАС РФ N 17372/09, ФАС Московского округа N А41-2336/11).

Как разъяснено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа N А01-1606/2011, обращение налогоплательщика в арбитражный суд без соблюдения предусмотренного законом порядка означало бы необоснованное переложение на суд обязанности налогового органа по проверке документов налогоплательщика с целью установления наличия или отсутствия у него недоимки. Обоснованность требования о возмещении налога из бюджета взаимосвязана с правомерностью заявленного в налоговой декларации налогового вычета. Порядок подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС и возмещения налога в случае превышения суммы налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, установлен главой 21 НК РФ, в том числе статьей 176 НК РФ. При этом сама по себе подача заявления о возврате налога в отрыве от соблюдения законодательно установленного порядка не является безусловным основанием для его возмещения.

Суд сделал вывод о том, что в данном случае предприниматель обратился в суд с заявлением о возмещении налога, минуя установленную НК РФ процедуру, в связи с чем оснований для удовлетворения его требований не имеется.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа N А19-4247/2012 обращено внимание, что правило о возврате излишне уплаченного налога лишь после проведения зачетов имеющихся недоимок, установленное абзацем 2 пункта 6 статьи 78 НК РФ, является неприменимым к налогоплательщику, в отношении которого ведется конкурсное производство.

Имеющаяся у организации, в отношении которой ведется конкурсное производство, сумма переплаты подлежит возврату налогоплательщику и включению в конкурсную массу. Самостоятельное взыскание задолженности в период конкурсного производства противоречит закону, затрагивает права кредиторов. Отказ возвратить организации переплату по налогам нарушает права кредиторов организации, являющейся должником в деле о банкротстве, поскольку препятствует формированию конкурсной массы, за счет которой должны удовлетворяться их требования.

При этом налоговым органом не отрицается, что задолженность по налогам, наличие которой, по его мнению, препятствует возврату переплаты налогоплательщику, включена в соответствующую очередь кредиторов.

Суд отметил, что отказ в возврате переплаты при невозможности самостоятельного зачета переплаты в счет имеющейся задолженности не может свидетельствовать о добросовестном поведении налогового органа.

Президиум ВАС РФ в Постановлении N 17750/10 указал следующее.

Положения статьи 287 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж, как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).

Таким образом, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что юридические основания для возврата переплаты наступают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

На это обратила внимание и ФНС России в письме N СА-4-7/2807.

Исходя из пункта 2 Определения КС РФ N 381-О-П в случае допущения налогоплательщиком переплаты определенной суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Кодексом закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога. Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, то есть без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Закрепляющий это полномочие пункт 7 статьи 78 НК РФ исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера.

Таким образом, если в предыдущих налоговых периодах у налогоплательщика имелась переплата сумм налогов того же вида, что и заниженный налог, и ранее эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика, основания для привлечения его к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, отсутствуют.

Аналогичные выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа N А56-10237/2011.

Следует обратить внимание, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов может производиться лишь по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Например, согласно статье 13 НК РФ налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам, а налог на имущество физических лиц в соответствии со статьей 15 НК РФ - к местным налогам.

Учитывая изложенное, зачет переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет недоимки по налогу на имущество физических лиц НК РФ не предусмотрен. Минфин России в письме N 03-05-06-01/86 указал на правомерность такого толкования.

Пунктом 5 статьи 78 НК РФ законодатель ограничил возможность зачета излишне уплаченного налога уровнем бюджета, в который этот налог зачислен. Положения НК РФ не содержат ограничений относительно места уплаты налога, а также того, уплачен этот налог со счета, открытого по месту нахождения структурного подразделения или по месту нахождения головной организации (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа N А44-4027/2011).

В письме Минфина России N 03-04-05/7-33 отмечено, что если налогоплательщик за переносом остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды обращается не в налоговом периоде, непосредственно следующем за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета, а в последующие налоговые периоды, количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен вышеуказанный остаток, соответственно уменьшается.

Как указало финансовое ведомство, поскольку при представлении налоговой декларации в 2013 г. данный налоговый период не является налоговым периодом, непосредственно следующим за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета (2009 г.), количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен вышеуказанный остаток, соответственно уменьшается и на налоговые периоды 2008 и 2007 гг. перенести неиспользованный остаток имущественного налогового вычета не представляется возможным.

Президиум ВАС РФ в Постановлении N 10237/04 отметил, что статьями 78, 79 и 176 НК РФ установлено, что в случае несвоевременного возврата налогоплательщику излишне уплаченного (взысканного) налога, а также при нарушении срока вынесения решения о возмещении налога на добавленную стоимость начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Излишне уплаченный налог может быть зачтен в счет предстоящих платежей по этому или другому налогу, в счет погашения недоимки по налогам (задолженности по пеням, штрафам) или же возвращен налогоплательщику (п. 1 ст.78 НК РФ). Как вернуть излишне уплаченный налог, и каков срок возврата излишне уплаченного налога физическим лицом расскажем в данной консультации.

Возврат излишне уплаченного налога

Для того чтобы вернуть переплату по налогам, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту учета с заявлением об этом, в течение 3-х лет со дня излишней уплаты налога (п. 2, п. 6, п. 7 ст. 78 НК РФ).

Заявление о возврате налога может быть представлено в ИФНС лично в письменном виде, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или направлено через личный кабинет налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Заявление на возврат налоговой переплаты подается по форме, утвержденной Приложением № 1

Скачать бланк заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога можно по ссылке .

Возврат излишне уплаченного налога: сроки возврата

Решение о возврате излишне уплаченного налога принимается налоговой инспекцией в течение 10-ти рабочих дней со дня получения заявления на возврат переплаты по налогу (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Далее в течение 5-ти рабочих дней со дня принятия решения инспекция обязана сообщить налогоплательщику о принятом решении о возврате переплаты по налогу либо об отказе в возврате переплаты (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Налоговая не возвращает излишне уплаченный налог, если у налогоплательщика имеется задолженность по другим налогам (пеням, штрафам) того же вида. При этом налоговая переплата будет возвращена только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения такого долга (п. 6 ст. 78 НК РФ).

В общем случае возврат суммы излишне уплаченного налога налоговым органом производится в течение 1-го месяца со дня получения заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Зачет излишне уплаченного налога

Помимо возврата излишне уплаченный налог можно зачесть в счет предстоящих платежей по этому или другому налогу (п. 1 ст. 78 НК РФ). Для этого также необходимо подать заявление в ИФНС по месту регистрации в течение 3-х лет со дня излишней уплаты налога (п. 2, п. 4, п. 7 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете налога может быть представлено в ИФНС в том же порядке, что заявление на возврат налога: лично в письменном виде, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или направлено через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Заявление на зачет налоговой переплаты подается по форме, утвержденной Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@.

Скачать бланк заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога можно по ссылке .

Возврат и зачет переплаты физическими лицами

Как вернуть излишне уплаченный налог ИП? В том же порядке, что описан выше. К слову сказать, и на обычных физлиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, распространяется весь вышеописанный порядок возврата и зачета налога.

Какой нормой НК разрешен зачет и между какими КБК он возможен в 2019 году?

Правила осуществления зачета переплаченных налогов описаны в ст. 78 НК РФ.

Откуда берется переплата и как ее выявляют, узнайте .

По закону разрешено зачитывать налоги одного вида (при этом КБК и вид бюджета — получателя налоговых платежей роли не играют):

  • переплату по федеральному налогу (прибыль, НДС и др.) — в счет уплаты любого федерального налога;
  • переплату по региональному налогу (имущество, транспорт и др.) — в счет уплаты любого регионального налога;
  • переплату по местному налогу (например, земельному) — в счет уплаты этого налога.

Использовать зачетную процедуру возможно также в отношении переплаченных страховых взносов. С 2017 года допускается проводить зачет только внутри страхвзносов одного вида (например, переплату по взносам в ПФР разрешается зачитывать только в счет предстоящих платежей по ним же).

Чтобы провести зачет, вам необходимо позаботиться о направлении контролерам заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога. Как это сделать, расскажем в следующем разделе.

Заявление о зачете: форма и образец

Переплаченную в бюджет сумму может найти сам налогоплательщик или надзорный орган. Если первыми ее нашли контролеры, они вам обязаны об этом сообщить письменно в течение 10 дней со дня установления факта переплаты (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Если же переплаченную сумму вы нашли самостоятельно, для проведения зачета нужно отправить налоговикам заявление. С 09.01.2019 года бланк заявления изменился. Теперь нужно использовать форму в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@.

Скачать бланк

О правилах оформления заявления на возврат налоговой переплаты читайт .

Ниже представлен образец заполнения заявления.

Скачать образец

Заявление рассматривается контролерами, а результат сообщается налогоплательщику:

  • в течение 10 дней с того дня, когда оно им поступило;
  • со дня подписания акта сверки по налогам (если сверка инициирована вами).

Ознакомьтесь с регламентированной формой ответа налоговиков также в редакции с 09.01.2019.

Скачать форму

Зачет производится работниками той ИФНС, в которой вы зарегистрированы.

Итоги

Чтобы зачесть переплаченные налоговые суммы, оформите заявление. После рассмотрения инспекторами заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога они примут соответствующее решение и сообщат вам о нем. Формы документов, участвующих в документообороте процедуры зачета, утверждены нормативными актами налогового ведомства. С 09.01.2019 их формы обновились.

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных

Если у налогоплательщика по каким-либо причинам образовалась переплата в бюджет сумм налогов, пеней, штрафов, то он имеет право на своевременный зачет (возврат) этих сумм (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговый орган обязан осуществить такой возврат (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Речь пойдет о налоге, излишне взысканном налоговым органом.

78-я или 79-я? Почувствуйте разницу

Правила , которые "должен" бюджет, установлены ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Первая посвящена излишне уплаченным суммам, вторая - излишне взысканным. Чем эти суммы различаются?
Излишняя уплата налога , как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О).
Перечисление налогоплательщиком денежных средств в уплату налога приобретает характер взыскания в том случае, когда производится уплата сумм, доначисленных по решению налогового органа. Здесь выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04).
Итак, если налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) перечислил лишнюю сумму в бюджет, то возврат (зачет) осуществляется на основании ст. 78 НК РФ, если денежные средства перечислены во исполнение решения налогового органа - на основании ст. 79. Причины возникновения таких ситуаций самые разные: подали уточненную декларацию за прошедшие налоговые периоды, указав меньшую сумму к уплате, чем в первоначальной декларации; совершена техническая ошибка (неверно указана сумма в платежном поручении при перечислении налога в бюджет); в налоговое законодательство внесены изменения, вступающие в силу задним числом; поменялся режим налогообложения.

Почему так важно определить, какую статью применять в случае, если "за бюджетом" числится некая сумма? Дело в том, что порядок возврата, изложенный в этих статьях, различается. Так, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (п. 5 ст. 79), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (п. п. 2 и 10 ст. 78).
Нередко на практике налоговые органы не перечисляют проценты, предусмотренные ст. 79 НК РФ, в связи с тем, что, по их мнению, организацией добровольно перечислены обязательные платежи по выставленным требованиям инспекции, в связи с чем уплаченные суммы не являются излишне взысканными и на них не подлежат начислению проценты. Именно такой довод привели налоговики в деле, которое рассматривал ФАС МО в Постановлении от 20.12.2010 N КА-А40/15919-10. Однако судьи его отклонили, поскольку выставление является мерой принудительного характера, что соответствует законодательству и сложившейся судебной практике.
В деле, которое рассматривал Президиум ВАС (Постановление от 22.05.2007 N 14230/06), налогоплательщик самостоятельно уплатил пени на основании выставленного инспекцией требования . Впоследствии это требование было признано незаконным, поскольку истек срок для принудительного взыскания пеней. Судьи пришли к выводу, что сумма, уплаченная организацией, является излишне взысканной и должна быть возвращена налогоплательщику с процентами.
Не урегулирован налоговым законодательством и потому порождает споры на практике такой вопрос: как квалифицировать уплату налога (как добровольную или принудительную), если налогоплательщик перечислил налог, штраф и пени по результатам налоговой проверки на основании решения налогового органа, но до выставления требования об уплате ? Разъяснения контролирующих органов по этому поводу отсутствуют, а в арбитражной практике нет единого мнения. Например, ФАС СЗО в Постановлении от 09.09.2008 N А05-992/2008 указал: то обстоятельство, что налогоплательщик перечислил в соответствующие бюджеты суммы налогов и пеней до направления ему требования об уплате незаконно доначисленных налоговых платежей, не влияет на принудительный характер платежа. А вот ФАС ЗСО придерживается противоположной точки зрения. Возврат процентов - это часть процедуры возврата излишне взысканного налога. Соответственно, для возврата процентов необходимо, чтобы спорная сумма могла быть квалифицирована как излишне взысканная, а не излишне уплаченная. Процедура взыскания начинается с момента направления налогоплательщику требования об уплате налога. В данном случае требование обществу направлено не было, процедура взыскания не начиналась. Учитывая эти обстоятельства, суд пришел к выводу, что налог налогоплательщик уплатил добровольно, а не в порядке взыскания. Следовательно, положения о возврате процентов к нему неприменимы (Постановление от 23.06.2011 N А46-11313/2010).
Еще один спорный вопрос, связанный с выбором между ст. ст. 78 и 79 НК РФ: является ли излишне взысканной сумма налога (сбора, пеней, штрафа), если она была неправомерно зачтена инспекцией в счет имеющейся у налогоплательщика переплаты ? Официальных ответов нет. Что же касается арбитражной практики, подавляющее большинство арбитров считают, что проведение зачета является формой принудительного взыскания, а значит, при неправомерном зачете должны быть начислены проценты в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ. Например, ФАС МО в Постановлении от 19.02.2009 N КА-А40/455-09 рассматривал следующую ситуацию. По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно требует возмещения процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных сумм налога путем зачета из имеющейся переплаты. Проведение зачета не относится к процедуре принудительного взыскания налога, следовательно, сумма налога является не излишне взысканной, а излишне уплаченной. Однако суд, признав доводы ИФНС неправомерными, указал: выставленное в порядке ст. 69 НК РФ требование об уплате налога является мерой принудительного характера и его исполнение не может рассматриваться как добровольное исполнение обществом обязанности по уплате налога. В данном случае ИФНС допущено нарушение установленных сроков возврата излишне взысканных с налогоплательщика сумм налога, следовательно, ИФНС обязана выплатить налогоплательщику соответствующие проценты (Подобный подход прослеживается и в Постановлениях ФАС СКО от 08.07.2011 N А32-18543/2010, ФАС МО от 06.07.2011 N КА-А40/6359-11, ФАС УО от 23.06.2011 N Ф09-3143/11-С2).

Процедура возврата излишне взысканных сумм

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ.
У налогоплательщика при наличии "излишков" по одному налогу может образоваться недоимка по иным налогам соответствующего вида (задолженность по соответствующим пеням, штрафам). В этом случае возврат производится только после зачета суммы излишне взысканного налога в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

К сведению. В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
- федеральные (ст. 13 НК РФ) - НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина;
- региональные (ст. 14 НК РФ) - налоги на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог;
- местные (ст. 15 НК РФ) - налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Пример 1. Решением налогового органа по выездной налоговой проверке ООО "Северное сияние" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с решением инспекция выставила требование об уплате НДС. Указанное требование налогового органа налогоплательщик исполнил в срок.
Впоследствии судебными актами арбитражного суда, вступившими в законную силу, указанные требования инспекции были признаны недействительными.
Налогоплательщик обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне взысканного налога, которая вместе с начисленными на нее процентами составила 500 000 руб.
На день принятия решения налоговым органом у данного налогоплательщика числилась недоимка по налогу на прибыль в размере 200 000 руб., в том числе 20 000 руб. в федеральный бюджет, 180 000 руб. - в региональный.
НДС и налог на прибыль являются федеральными налогами, поэтому излишне взысканная сумма НДС может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на прибыль.
Инспекция ФНС приняла решение о зачете сумм излишне взысканного НДС и процентов, начисленных на эту сумму, в размере 200 000 руб. в счет погашения недоимки по налогу на прибыль, в том числе в федеральный бюджет - 20 000 руб., в региональный бюджет - 180 000 руб.
Оставшаяся сумма в размере 300 000 руб. (500 000 - 200 000) возвращена на расчетный счет налогоплательщика.

Излишне взысканная сумма налога может быть обнаружена как самой организацией, так и налоговой инспекцией. Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, она обязана сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления данного факта (п. 4 ст. 79 НК РФ).
Заявление о возврате излишне взысканной суммы можно подать в налоговую инспекцию в течение одного месяца:
- со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании;
- со дня вступления в силу решения суда.
Если этот срок пропущен, взыскать переплату можно только в судебном порядке, обратившись с исковым заявлением в суд в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).
Как отмечается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17413/09, данная норма предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в случае, если инспекция излишне взыскала суммы налогов (сборов, пеней, штрафа). При этом в НК РФ нет указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата взысканных сумм.

ФАС МО по тому же поводу указал: для возврата излишне уплаченной суммы налога согласно п. 6 ст. 78 НК РФ организация должна подать соответствующее заявление в инспекцию. В отличие от ст. 78, в ст. 79 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе решить вопрос о возврате излишне взысканной суммы в судебном порядке без обращения в налоговый орган (Постановление от 24.11.2009 N КА-А40/11229-09).
В течение одного месяца со дня получения заявления от организации налоговая инспекция должна вернуть излишне взысканную сумму с начисленными на нее процентами.

Обратите внимание! Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Как следует из п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Из этого утверждения можно сделать вывод, что обязанность налогового органа по возврату налогоплательщику излишне взысканного налога считается исполненной с момента фактического перечисления ему денежных средств на расчетный счет (а не с момента принятия налоговым органом решения о возврате).

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. В случае изменения ставки рефинансирования в отдельные периоды времени исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования (п. 3.2.7 Приказа ФНС России N ММ-3-1/683@). Расчет суммы процентов представим в виде формулы:

S% = Sвозврат x Д x СР / 365,

где S% - проценты на сумму излишне взысканного налога;
S возврат - сумма излишне взысканного налога, подлежащая возврату;
Д - количество дней, за которые считаются проценты (со дня, следующего
за днем взыскания, по день фактического возврата);
СР - ставка рефинансирования.

Пример 2. В соответствии с решением ИФНС по результатам налоговой проверки ООО "Стрекоза" было выставлено требование от 02.02.2011 N 119 об уплате налога на прибыль (плюс пени и штраф) на сумму 2 190 000 руб.
07.02.2011 это требование налогового органа налогоплательщик исполнил путем перечисления в бюджет всей суммы - 2 190 000 руб. Однако, не согласившись с решением ИФНС, обратился в арбитражный суд, который признал незаконным указанное требование инспекции. Судебный акт вступил в силу 18.08.2011. В связи с этим 22.08.2011 налогоплательщик подал в ИФНС заявление о возврате из бюджета излишне взысканной суммы налога на прибыль и процентов, начисленных на эту сумму.
Возврат излишне взысканной суммы произведен 09.09.2011 на расчетный счет ООО "Стрекоза" вместе с процентами.
Налогоплательщику подлежат уплате проценты в следующем размере:

Период действия
ставки
рефинансирования

Количество
дней в
периоде

Ставка
рефинансирования,
%

Количество
календарных
дней в году

Сумма
процентов,
руб.

Итого на расчетный счет налогоплательщика поступили сумма излишне взысканного налога в размере 2 190 000 руб. и проценты, начисленные на эту сумму, в размере 104 370 руб.

В примере 2 сумма излишне взысканного налога на прибыль была перечислена на расчетный счет налогоплательщика. Теперь предположим, что у него имеется недоимка по другому федеральному налогу и налоговый орган произвел зачет в счет погашения этой недоимки. Возникает вопрос: получит ли налогоплательщик проценты?
На практике нередко налоговые инспекторы считают, что в соответствии со ст. 79 НК РФ проценты начисляются лишь в случае возврата излишне взысканного налога. В случае когда произведен не возврат, а зачет, налогоплательщик не имеет права на проценты. Однако арбитры с таким утверждением, как правило, не соглашаются - см., например, Постановление ФАС МО от 08.12.2010 N КА-А40/14927-10.
По мнению ФАС СЗО, изложенному в Постановлении от 16.10.2008 N А52-345/2008, из анализа ст. ст. 78, 79 НК РФ следует, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм с целью восстановления имущественного положения налогоплательщика. Начисление процентов на сумму излишне взысканного налога является компенсацией экономических потерь налогоплательщика в связи с неправомерным изъятием денежной суммы, то есть восстановлением его нарушенного права. Исходя из этого право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, не может ставиться в зависимость от формы возмещения сумм налога (возврат или зачет).
Итак, проценты на сумму излишне взысканного налога, предусмотренные ст. 79 НК РФ, подлежат начислению не только при их возврате налогоплательщику, но и при проведении зачета по заявлению налогоплательщика в счет указанных им платежей.