Банки

Соотношение рынка и государства в развитых странах. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике. Объективная необходимость вмешательства государства в экономику

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой эконо­мике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит умень­шение степени государственного вмешательства в эконо­мику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государствен­ного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной сис­теме государство только поддерживает ауру для разви­тия экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно ры­ночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих правовых условий экономи­ческой деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как глав­ной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения дохо­дов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирова­ния экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополи­зации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.



Переход к рыночной экономике сопровождается рез­ким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го­сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Заключение .

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчи­ва. Переходная экономика предполагает поиск новых более эф­фективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное дви­жение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуа­цию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития пе­реходной экономики могут быть варианты. Экономические ре­формы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожида­ний. Многие экономические преобразования либо не дали поло­жительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяй­ственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер про­тиворечий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (меж­ду новыми и старыми элементами производственных отноше­ний), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из­менить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобра­зование одной экономической системы и формирование другой.

Список литературы

1. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. - М., 1996. - 108 с.

2. Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века: Учебное пособие. - Мн., 1997. -415с.

3. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. - М., 1995. - 258 с.

4. Портер М. Международная конкуренция/ Пер. с англ. и предисловие В.Д. Щетинина. - М., 1993. - 896 с.

5. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М., 1994, - 736 с.

6. Шлихтер С.Б.., Лебедева СЛ. Мировое хозяйство: Учебное пособие. - М., 1996. - 220с.

7. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова – М., 1997. – 816 с.

8. Вопросы экономики. – 1997. - №5 – С. 149-158.

9. Мировая экономика и международные отношения.

Тема №-6 Основные концепции соотношения рынка и государства

Введение 3

1 Объективная необходимость вмешательства государства в экономику 4

2 Сравнительная характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики 8

3 Использование концепций государственного регулирования макроэкономической политики Республики Беларусь 16

Заключение 29

Список литературы 31

ВВЕДЕНИЕ

Государство выступает в роли основного института экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность граждан и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. Роль государства в рыночной экономике является одной из основных проблем экономической теории, так как порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификации масштабов и инструментов государственного регулирования.

Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Одни из которых – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей. Именно поэтому существует необходимость использования различных форм и методов государственного регулирования экономики, таких как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование.

Государство обладает целым набором методов, средств и форм воздействия как на экономику в целом, так и на отдельные народнохозяйственные комплексы и отрасли страны, которые призваны направить развитие экономики и ее хозяйствующих субъектов в необходимом русле общенационального благосостояния, снизить остроту недостатков рыночной отношений, защитить наиболее уязвимые слои населения и поддержать необходимые сектора экономики, отрасли и предприятия.

Вышесказанное определяет актуальность темы настоящего исследования, так как использование различных концепций и моделей регулирования экономики позволяет государству выбрать наилучший из альтернативных вариантов социально-экономического развития страны и обеспечить его выполнение.

Цель курсовой работы заключается в изучении основных концепций соотношения рынка и государства.

Задачи работы следующие:

1) раскрыть необходимость вмешательства государства в экономику;

2) провести сравнительную характеристику основных концепций и моделей государственного регулирования экономики;

3) проанализировать использование концепций государственного регулирования экономики в макроэкономической политике Республики Беларусь.

Объектом настоящего исследования является экономика Республики Беларусь, а предметом – государственное регулирование национальной экономики.

Информационной базой курсовой работы послужили труды таких ученых как Антонова Н.Б., Базылев Н.И., Шимов В.Н. и др.; аналитические данные Национального статистического комитета; правовая информация; периодические издания.

1 ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ

В условиях рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин.

1) необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.

Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.

Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.

2) потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного .

Решение перечисленных задач в условиях рыночной экономики требует активного государственного вмешательства. И государство заботится о функционировании рыночного хозяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйствования, определяет правила их экономического поведения, защищает их интересы, реализует возможность проявления наиболее эффективных сторон рыночного механизма и устраняет его негативные последствия.

Оптимально сочетая рыночные и государственные регуляторы, государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.

Таким образом, государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. .

В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.

Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики.

Объектом государственного регулирования: может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.

В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), внешнеэкономические связи и т.д. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.

Государственное регулирование экономики конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей в текущем периоде в разрезе следующих взаимосвязанных приоритетных направлений деятельности государства:

Институциональная политика по изменению организации экономики, созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей;

Структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики;

Инвестиционно-инновационная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений использования, по созданию соответствующей инновационной активности и восприимчивости субъектов хозяйствования;

Денежно-кредитная политика в области формирования денежной массы и ее агрегатов, ресурсной базы банковской системы страны, развития фондового рынка, управления кредитными ресурсами, установления режима обратимости валюты и эффективного курса национальной валюты;

Финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, управления государственным долгом и дефицитом бюджета, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета, установления эффективной налоговой системы;

Таможенная политика в области формирования взвешенной таможенно-тарифной политики, влияния ее на конкурентоспособность страны и политику импортозамещения;

Политика в сфере поддержки предпринимательства и деловой активности в стране, по созданию условий высокой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;

Политика в области создания и эффективного использования логистической системы;

Политика в регулировании отношениями собственности, социальной справедливости и социальных процессов, в развитии социальных функций государства; региональная политика по отношению к экономической интеграции районов и их социально-экономическому развитию;

Внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту и импорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж;

Политика в области охраны окружающей среды, поддержание политики энергосбережения как важного фактора повышения эффективности экономики и охраны окружающей среды;

Политика в области построения экономической безопасности страны, регулирования использования монетарных факторов, природных ресурсов, продовольственных запасов, качества питания и сферы жизнедеятельности населения;

Политика в области обеспечения обороны .

Приоритеты государственной экономической политики изменяются в зависимости от исторического этапа развития страны. Перед каждым приоритетным направлением ставятся соответствующие цели, разрабатывается определенная стратегия их достижения.

Отметим, что масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют границы, определенные, с одной стороны, интересами собственников (и это, по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабы государственного вмешательства) и, с другой стороны, возможностями самого государства. В этих рамках можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той либо другой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Так, например, у государственного сектора и государственного дохода (бюджет, внебюджетные фонды), являющихся экономической основой государственного регулирования экономики, имеются свои границы: возможности роста государственного сектора ограничены интересами частной собственности, а увеличение доходов государства связано с социальными границами налогообложения, которые затрагивают интересы практически всех слоев населения, и с конъюнктурой самой экономики, ухудшение которой существенно сокращает бюджетные доходы. Совпадение интересов государства и собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся – границы сужаются.

По сути, глубина проникновения государственного регулирования в социально-экономические процессы, сочетание рыночных и государственных регуляторов, различная комбинация форм и методов регулирования являются отличительными чертами государственного регулирования в многообразных моделях современной рыночной экономики.

2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ И МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Государство во все периоды своего существования вмешивалось в той или иной степени в экономику. Поэтому учёные-экономисты стали исследовать данную проблему. В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. К их числу относятся кейнсианская и классическая теории. Необходимо подчеркнуть, что данные модели являются альтернативными и взгляды их представителей на влияние различных факторов, нарушающих либо устанавливающих равновесие, заметно различаются.

Рассмотрим взгляды представителей этих школ на необходимость вмешательства в экономику.

Кейнсианцы основываются на том, что капитализм, и в особенности система свободного рынка, страдает врожденными пороками, среду которых наиболее важным является кейнсианское утверждение, что капитализм лишен механизма, обеспечивающего экономическую стабильность. Государство, с точки зрения кейнсиащев, может и должно играть определенную активную роль в стабилизации экономики; дискретная фискальная политика и кредитно-денежная политика необходимы для смягчения резких экономических подъемов и спадов, которые в противном случае будут сопровождать развитие капитализма. Посредством этих действий, несоответствие между планируемыми инвестициями и сбережениями действительно существует и вызывает колебания деловой активности, выражающиеся в периодической инфляции и (или) безработице, могут быть сведены к минимуму. Многие рынки не являются конкурентными, что так же ведет к негибкости в плане понижения цен и ставок заработной платы. Следовательно, колебания совокупных Рекомендуя отказаться от политики невмешательства в экономическую жизнь и перейти к активному государственному регулированию экономики, Дж.М. Кейнс предложил направления и методы такого регулирования.

Он исходил из того, что государство в силах и должно воздействовать на независимые переменные функциональных связей экономического процесса, т.е. на склонности к потреблению, инвестициям, на предпочтение ликвидности. Дж.М. Кейнс считал, что общий объём занятости находится в прямой зависимости от инвестиционного, а также потребительского спроса и нормы прибыли, но в обратной зависимости – от уровня процента. Именно через эти функциональные связи в условиях рыночной экономики возможно в нужном направлении воздействовать на состояние совокупного спроса, занятости, национального дохода, формируя тем самым эффективную систему регулирования экономики.

Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Дж.М. Кейнсу, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведёт к преодолению безработицы.

Основными инструментами воздействия государства на рынок Дж.М. Кейнс считал: гибкую денежно-кредитную и активную бюджетно-налоговую политики .

Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а, следовательно, будет падать объём производства и занятость.

Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через неё на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

Однако Дж. Кейнс не учитывал то, что экономика может попасть в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван « ловушкой ликвидности » .

« Ловушка ликвидности » означает, что процентная ставка находится на достаточно низком уровне и изменение её возможно только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т.е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики.

Государство, по мнению Дж. Кейнса, располагает необходимыми возможностями для поддержания инвестиционного спроса с помощью бюджетных средств, стимулируя деловую активность. В системе антициклического регулирования государственные средства (бюджет) могут и должны поддерживать рост производительного потребления, обеспечивая повышение совокупного спроса и нейтрализуя негативные последствия склонности к сбережению.

Поскольку в кейнсианской системе государственного регулирования большое место занимает использование бюджетных средств, особое место Дж. Кейнс отводил налогам, использованию налоговой системы. Он считал, что реализация активной инвестиционной деятельности требует перераспределение национального дохода в целях увеличения доходов бюджета посредством налогов. Для роста государственных инвестиций за счёт бюджетных средств необходимо изъятие части сбережений через систему налогов. Активное использование налоговой системы является неотъемлемым элементом кейнсианской системы государственного регулирования экономики.

Хотя кейнсианцы признают важность кредитно-денежной политики, они считают, что фискальная политика гораздо более мощное и надежное стабилизационное средство. Государственные расходы, помимо прочего, входят в совокупные расходы непосредственно. А налоги находятся от них на расстоянии одного короткого шага, поскольку считается, что воздействие изменения налогообложения на потребление и инвестиции надежно и предсказуемо.

Монетаристы (неоклассики) значительно умаляют, или, если взять крайний случай, отвергают фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность или безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Монетаристы рассуждают следующим образом: предположим, государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но, занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Следовательно, государственные займы расширяют спрос на деньги. Однако конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы несущественен .

Подход монетаристов состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Рассуждения основываются на том, что обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости. Следовательно, рыночная система, неподверженная государственному вмешательству в функционирование экономики, отличается значительной макроэкономической стабильностью. Проблема о том, что закон о минимальной ставке заработной платы, законодательная деятельность в интересах профсоюзов, поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию, законодательство о монополиях в интересах бизнеса и другие мероприятия государства поощряют и усиливают негибкость в плане понижения цен и заработной платы. Свободный рынок сам по себе способен обеспечить значительную макроэкономическую стабильность, но государственное вмешательство вопреки своим благим намерениям подрывает эту способность. Государственное управление они считаются бюрократическим, неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Кроме того, централизованное государственное управление неизбежно подавляет свободу человека. Государственный сектор, по их мнению, должен быть как можно меньше.

Таким образом, модель государственного регулирования, предложенная Дж.М. Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Уже с 30-х гг. её применяют в практике капиталистического хозяйствования, в формировании экономической политики Великобритании, США и других стран. Она вплоть до конца 70-х гг. определяла основные ориентиры экономических курсов и экономической политики во многих странах мира.

Однако примерно с начала 70-х годов стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель была эффективна и устойчива только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала .

Но в этот период условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только усиливали инфляцию. В связи с этим сложилась новая модель регулирования – неолиберализм.

Неолиберализм, как альтернатива кейнсианской модели государственного вмешательства в экономику, возник в 30-е годы XX века. Он являлся своеобразным продолжением классической теории.

Неолиберальная теория основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определённому вмешательству государства в экономические процессы.

Если кейнсианство изначальным считает осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм – относительно пассивного государственного регулирования.

Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видя роль регулирования экономики государством в его функции « ночного сторожа » .

В целом, неолиберальные идеи государственного регулирования экономики возобладали над кейнсианскими, начиная примерно с 70-х годов, когда для многих стран постоянными стали нарастающие инфляционные процессы, дефицит государственного бюджета, безработица. Наглядным проявлением приоритета неолиберализма над кейнсианством в 70 – 80 гг. является планомерная денационализация многих отраслей хозяйства, находившихся ранее в сфере государственной экономики .

Неоклассический синтез представляет собой дальнейшее развитие и вместе с тем в некотором роде «примирение» подходов к анализу экономических процессов. Если, к примеру, Кейнс довольно критически оценивал способность цен гибко реагировать на перемены рыночной конъюнктуры, то представители неоклассического синтеза стремились «реабилитировать» цены, доказывая, что они способствуют оптимальному распределению и наиболее полному использованию ресурсов. Рассматривая проблему занятости, сторонники «смешанной» системы выражают несогласие с «неполной занятостью», выдвинутой Кейнсом. В то же время корректируются взгляды противников Кейнса.

Основная идея «синтеза» заключается в том, чтобы разработать более общую экономическую теорию, отражающую изменения в хозяйственном механизме, результаты позднейших исследований и все позитивное, что содержится в работах предшественников.

Наиболее известными представителями неоклассического синтеза являются американский экономист Пол Самуэльсон (род. 1915), американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев (род. 1906), английский ученый Джон Хикс (1904–1989).

Особенности неоклассического синтеза:

1) Для неоклассического синтеза характерно расширение и углубление тематики исследований. Речь идет не о коренном пересмотре, а о развитии общепринятой теории, создании систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения;

2) Широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа;

3) Сторонники неоклассического синтеза уточняли старые и разрабатывали новые проблемы в соответствии с изменениями, происходящими в индустриальной основе и механизме рыночной экономики. Дискутируя с оппонентами, они стремились синтезировать традиционные взгляды с новыми представлениями и подходами.

Во-первых, теоретиков неоклассического синтеза упрекают в неоправданном сужении круга рассматриваемых проблем. Будучи активными сторонниками математизации экономической науки, они интересуются в первую очередь и главным образом теми вопросами, которые поддаются форматизации, могут быть выражены с помощью формул и уравнений. А то, что выходит за пределы строгих количественных оценок, например, уточнение целей общественного развития, пути достижения национального согласия, оказывается за пределами чистой теории.

Во-вторых, внимание нередко концентрируется на второстепенных вопросах, на рассмотрении частных изменений и побочных процессов. Коренные, принципиальные, структурные перемены оказываются забытыми экономистами неоклассической школы. Довольно часто весьма важные процессы, глубинные взаимосвязи, долгосрочные тенденции остаются уделом представителей неортодоксальной экономики.

Таким образом, взгляды кейнсианцев и монетаристов на частный и государственный секторы почти диаметрально противоположны. С точки зрения кейнсианцев, нестабильность частных инвестиций обусловливает нестабильность экономики, а государство играет положительную роль, применяя соответствующее стабилизационное средство. Монетаристы же, напротив, считают, что государство оказывает вредное влияние на экономику, оно создает негибкость, которая ослабляет способность рыночной системы обеспечивать значительную стабильность; оно проводит фискальные и кредитно-денежные мероприятия, которые, хотя и имеют благую цель, вызывают ту самую не стабильность, для борьбы с которой они предназначены.

Сегодня насчитывается несколько сотен самых разнообразных методов и инструментов государственного регулирования, которые отличаются друг от друга направлениями и масштабами применения, использованием их для решения глобальных или частных проблем в рамках всей социально-экономической системы, так и ее отдельных элементов.

Под методом регулирования следует понимать способ, прием осуществления регулирующего воздействия, с помощью которого достигаются поставленные социальные и экономические цели и задачи.

Метод может содержать определенный набор инструментов, обеспечивающий его реализацию. При этом в различных условиях один и тот же метод может быть реализован с помощью разнообразных инструментов.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, которые влияют на масштабы его применения.

Регулирующее воздействие государства на экономические и социальные процессы предполагает выбор наиболее приемлемого метода из всей совокупности существующих альтернативных методов, замену одного метода другим .

Множество разнообразных методов требует их определенной систематизации и классификации. Сегодня в экономической литературе представлены различные классификации методов, в основе которых лежат различные классификационные признаки: масштаб применения, содержание метода, тип воздействия и т. д.

По форме участия государства в регулировании экономики и характеру его влияния на объект выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные (рисунок 1.1). Но при этом следует отметить, что они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания административно-распорядительных и экономических методов государственного регулирования между собой и сложившимся рыночным механизмом.

Рисунок 1.1 – Методы государственного регулирования экономики

Примечание – Источник:

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т. д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий, и наоборот, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов.

Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения и т. д. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль возрастает .

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования.

Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга. Путем правильного использования и сочетания методов государство обеспечивает решение стоящих перед ним задач и достижение целей социально-экономического развития страны, обеспечивают высокорезультативность системы государственного регулирования.

3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что отражено в прогнозных и программных документах страны.

Так, согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. стратегической целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011–2015 годах является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечения рациональной занятости населения и приближения благосостояния и качества уровня жизни граждан республики к уровню экономически развитых европейских государств. Достижение этой цели связано с ускорением институциональных и структурных преобразований экономики и улучшением всех качественных параметров ее функционирования .

Главной целью 2011–2015 гг. является обеспечение устойчивого экономического развития страны и на этой основе повышение уровня благосостояния народа с приближением его к уровню экономически развитых европейских государств.

Основные задачи на 2011-2015:

1) дальнейшее совершенствование структуры экономики за счет ускоренного развития отраслей социально-культурного комплекса, наукоемких, ресурсосберегающих, экспортоориентированных и импортозамещающих, экологически чистых производств;

2) расширение рынков сбыта в странах дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;

3) совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

4) улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных организаций, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;

5) развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства .

В качестве приоритетных направлений социально-экономического развития на прогнозируемый период определены следующие приоритеты, которые, с одной стороны, развивают на более высоком качественном уровне главные направления развития предыдущего периода, а с другой – включают новые приоритеты, обеспечивающие переход на инновационный путь развития, формирование нового постиндустриального информационного общества. К ним отнесены:

Всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективных систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг;

Инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережения;

Наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;

Повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе дальнейшего развития аграрного сектора и агрогородков;

Развитие экономических методов управления земельными ресурсами в целях пополнения местных бюджетов;

Комплексное развитие территорий, малых и средних городов с учетом сохранения и улучшения окружающей среды;

Совершенствование структуры и повышение комфортности возводимого жилья на основе улучшения его потребительских и эксплуатационных характеристик.

Реализация этих приоритетов позволит обеспечить преемственность стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь, активизировать переход национальной экономики на инновационный путь развития и на этой основе существенно повысить уровень благосостояния народа .

Реализация основных направлений и целевых установок социально-экономического развития страны во многом предопределяется наличием действенной организационной структуры государственного управления.

Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и взаимосвязь системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.

Основополагающими признаками организационной структуры являются:

  1. наличие цели;
  2. наличие системообразующих элементов (органов управления);
  3. наличие внутреннего координирующего центра, обеспечивающего стабильность и равновесие организационной системы;
  4. саморегулирование, обеспечиваемое центром на основе имеющейся информации;
  5. обособленность (наличие границ, отделяющих организационную структуру от внешнего мира);
  6. организационная культура, основанная на нормах деятельности и поведения.

Самообразующим элементом организационной структуры выступает государственный орган – единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ним целей и функций (например, министерство, комитет). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В них принимаются и реализуются управленческие решения.

Многогранность функций государства, разнообразие связей с обществом и протекающими в нем политическими, социально-экономическими, научно-техническими, экологическими и другими процессами определяют разнонаправленность и разнохарактерность деятельности органов государственного управления, способы и меру их воздействия и участия в этих процессах. Организационная структура должна обеспечивать и регламентировать:

Полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели и возложенных на него функций;

- сбалансированность целей всех звеньев нижестоящего уровня с целями вышестоящего;

Комплексность выполнения функций управления по отношению к поставленной цели по горизонтали и по вертикали;

Рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата;

- реализацию прав и ответственность при решении управленческой задачи;

- полное соответствие исполнения объему компетенций и прав.

На организационную структуру государственного управления оказывают влияние внешние и внутренние условия и факторы, социально-экономические и политические требования. Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля государственного управления, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:

Администрацию Президента Республики Беларусь;

Органы государственного управления;

Консультативные и иные органы при Президенте. Определяет структуру Правительства Республики Беларусь.

С согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. С согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности. Назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля. Назначает на должность руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.

Органы государственной власти Республики Беларусь включают:

Парламент - Национальное собрание;

Совет Министров;

Администрацию Президента;

Судебные органы и прокуратуру;

Комитет государственного контроля.

Представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, из числа депутатов Палаты на срок их полномочий формируются постоянные комиссии:

- Комиссия по законодательству и судебно-правовым вопросам;

Комиссия по национальной безопасности;

Комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту;

Комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию;

Комиссия по бюджету, финансам и налоговой политике;

Комиссия по аграрным вопросам;

Комиссия по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу;

Комиссия по денежно-кредитной политике и банковской деятельности;

Комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству;

Комиссия по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи;

Комиссия по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов;

Комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации;

Комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации;

Комиссия по международным делам и связям с СНГ.

Право законодательной инициативы в республике имеют Президент, депутаты Палаты представителей, депутаты Совета Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Совет Министров является коллегиальным центральным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Компетенция Совета Министров, структура, порядок его формирования и деятельности, функции, а также руководство деятельностью республиканских органов государственного управления определены Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» .

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят: Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления национального банка, Президент Национальной академии наук Беларуси, министры, Председатель Комитета государственной безопасности, Председатель Государственного комитета пограничных войск, Председатель Государственного таможенного комитета, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Совет Министров Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды, внешнеэкономической деятельности, кадровой политики, в области обеспечения законности и правопорядка. На заседаниях Совета Министров рассматриваются:

  1. вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;
  2. проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;
  3. основные направления внутренней и внешней политики.

В качестве постоянного органа, обеспечивающего оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, действует Президиум Совета Министров. В его составе - Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель правления Национального банка, министр экономики, министр финансов, министр иностранных дел.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета Министров Республики Беларусь осуществляет Аппарат Совета Министров. В соответствии с Положением об Аппарате Правительства, он оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь государственным органом и иным государственным организациям.

Непосредственное регулирование социально-экономического развития республики осуществляют республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

К республиканским органам государственного управления относятся: министерства Республики Беларусь; государственные комитеты (Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет по авиации, Государственный таможенный комитет), председатели которых по статусу являются министрами; комитеты при Совете Министров Республики Беларусь и государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

Система республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, построена на функциональном и отраслевом принципах. Она обеспечивает регулирование важнейших сфер жизни общества и государства:

Экономической сферы;

Социальной сферы;

Внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности;

Научно-инновационной деятельности;

Природоохранной деятельности и использования природных ресурсов;

Отраслей народного хозяйства.

Для обеспечения деятельности Президента Республики Беларусь создается Администрация Президента, осуществляющая информационную, организационно-техническую деятельность и являющаяся рабочим органом Президента. Ее состав и деятельность определяются Президентом республики. Важную роль в системе государственного управления играют территориальные органы - местные органы управления и самоуправления, реализующие государственную политику с учетом интересов населения соответствующей территории, решающие экономические, социальные, экологические и другие вопросы на местах. Управленческая деятельность органов местного управления и самоуправления базируется на действующей Конституции Республики Беларусь и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» .

К местным органам управления и самоуправления относятся: местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, органы общественного самоуправления. Советы депутатов (сельские, поселковые, районные в городах, городские, районные, областные Советы) являются представительными органами государственной власти на местах.

В Республике Беларусь установлено три территориальных уровня местных Советов:

1) первичный (сельские, поселковые, городские – районные в городах районного подчинения);

2) базовый (городские – городов областного подчинения, районные);

3) областной (областные и Минский городской Совет) .

Таким образом, в республике создана многоуровневая система государственного регулирования экономики, включающая анализ, прогнозирование и программирование направлений и мероприятий монетарного регулирования в долго-, средне- и краткосрочном временных аспектах.

Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2013 год свидетельствуют о лишь частичном выполнении программы социально-экономического развития страны и характеризуются следующей динамикой показателей (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь за 2013 год

Показатель

Прогноз

Факт

январь

январь-март

январь-июнь

январь-сентябрь

январь-декабрь

Валовой внутренний продукт

108 , 5

103,3

103,8

101,4

101,1

101,1

Производительность труда по ВВП

109 , 3

104,4

105,0

102,5

102,3

102,3

Экспорт товаров и услуг

115 , 2

87,0

82,1

79,3

82,3

83,1

Сальдо внешней торговли товарами и услугами, % к ВВП

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе, млрд. долл. США

Снижение энергоемкости ВВП, %

18,7

18,3

14,1

12,0

Реальные располагаемые денежные доходы населения

106,5

121,5

121,4

119,8

118,1

117,2

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн.кв. м

Примечание –

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает ауру для развития экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Роль государства в регулировании переходной экономики. Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным их регулятором является рынок. Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере.

Тем не менее в переходный период командно-административные методы регулирования экономики все еще остаются. И не только по инерции, но и потому, что от них невозможно сразу отказаться. В течение определенного периода они сосуществуют (как в типичной многоукладной экономике) одновременно с методами, характерными для рыночной экономики. Однако по мере продвижения к рынку, с одной стороны, уменьшается степень государственного вмешательства в экономику и постепенно сужается государственное регулирование экономических процессов. С другой стороны, меняются формы, методы и инструменты государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает условия для развития экономики. В странах же, только вставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки. Это и обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства в экономические процессы. Именно поэтому роль государства в управлении экономикой в переходном периоде во многих отношениях усиливается.

Усиление роли государства в данном случае понимается не в смысле восстановления, а тем более превышения его прежних функций, а в смысле овладения сложившейся ситуацией распада, ее преодоления и осуществления управления экономикой на иных экономических принципах, тем более что переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. К тому же усиление регулирующей роли рынка непременно предполагает, что сам рынок должен стать объектом регулирования со стороны государства.

Функции государственного регулирования экономики. Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства - это основные направления его деятельности, посредством которых реализуется назначение государства как политической организации, добившейся стабильности в обществе. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высокоцентрализованной и административно управляемой экономики должен быть целенаправленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства: по созданию условий эффективной работы рынка и по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функции стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.

Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но если в развитой рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то в переходной экономике необходимо заново создавать всю базу хозяйствования.

Правовая база переходной экономики, доставшаяся в наследство от командной экономики и ориентированная на директивное, централизованное руководство хозяйством, не соответствует новой рыночной модели экономики, она во многом должна быть создана заново.

Создание новой правовой базы хозяйствования - далеко не простое дело, ибо законы разрабатывают, принимают и исполняют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегодня они призваны существенно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Ведь там, где существует монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное использование ресурсов. Монополия нарушает рыночную конкуренцию, делая ее в раде случаев несостоятельной. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые бы разрешали и стимулировали предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.

Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и политической стабильности. Это необходимо, с одной стороны, для нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой - для привлечения иностранного капитала.

Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономики, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на рыночные механизмы саморазвития на основе рецептов монетаристской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы невозможно, потому что система рыночных институтов, через которые можно было бы воздействовать на экономическую материю, в переходной экономике отсутствует или находится в эмбриональном состоянии.

Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно государство институционально формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг; финансовый рынок, включающий в себя межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товарные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и т.д.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Государство помимо функций чисто переходного характера выполняет функции, регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее воздействие на экономику. На первый план выходят экономические методы регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление кризисных явлений в экономике, спад производства, сдерживание инфляции, проведение структурной перестройки, решение проблем социальной защиты граждан может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.

Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с учетом сложившихся условий, внутренних и внешних факторов экономического развития.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распределительных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель государственного вмешательства - сократить различия в размерах доходов между отдельными субъектами путем их перераспределения.

При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку возможности увеличения налогообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную активность. Не безграничны и возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов. Значительное увеличение их размеров и продолжительность выплат ослабляют стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе. Посредством определенных финансово-бюджетных инструментов (дополнительное налогообложение или предоставление субси- дий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные явления в экономике.

В тех сферах, где рынок не способен в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Регулирующие функции государство выполняет посредством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяйствования. Они преобладали в командной экономике. Экономические методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.

Литература

Бузгалии А.В. Переходная экономика. М., 1994.

Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник. М., 1996.

Курс переходной экономики: Учебник /Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1997. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 1995.

МясниковичМ.В. Становление рыночной экономики Республики Беларусь. Мн., 1995.

Основы теории переходной экономики (Вводный курс): Учеб. пособие /Под ред. Е.А.Киселевой, М.Н.Чепурина. Киров, 1996.

Рыночное реформирование экономики. Беларусь. Мн., 1997. Вып. 2. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учеб. пособие /Под ред. B.

В.Герасименко. М., 1997.

Шимов В.Н. Становление развития социально ориентированной экономики в Республике Беларусь: актуальные проблемы //Белорус, экон. журн. 1997. N° 1. C.

Экономика переходного периода: Учеб. пособие /Под ред. В.В.Радаева и др. М., 1995.

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой эконо­мике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит умень­шение степени государственного вмешательства в эконо­мику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху то­талитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государствен­ного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной сис­теме государство только поддерживает ауру для разви­тия экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно ры­ночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих правовых условий экономи­ческой деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как глав­ной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения дохо­дов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирова­ния экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополи­зации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается рез­ким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го­сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

5. Модели переходной экономики.

5.1. Градуализм.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая тера­пия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не явля­ется строгим научным термином для обозначения экономических процес­сов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономичес­кой литературе.

Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государ­ству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношения­ми. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразо­ваний и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня на­селения.

Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт настоль­ко удачен, что может служить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.

С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны За­пада.

Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Политичес­кая стабильность, способность создать благоприятные условия для пред­принимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Ки­тай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в пятнадцать - десять раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в РБ. Очень удачным решением ока­залось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производ­ства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.

В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее пе­ревести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепен­ную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджет­ное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конку­рентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опас­ных экономических и социальных последствий.

Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состо­ит прежде всего в том, что китайскому руководству удается совмещать ре­формы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капи­тала и коммерциализация государственных предприятий.

Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство имеет возмож­ность добиться исполнения своих решений. В чем причины этой стабиль­ности, отличающие преобразования в Китае от реформ в РБ? Во-пер­вых, в Китае пока нет движения к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений, а сохраняется власть Коммунис­тической партии. Во-вторых, благодаря национальной и культурной гомо­генности (однородности) общества Китай почти не сталкивается с пробле­мами национального сепаратизма и противоречий между Центром и регионами. Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от ситуации в РБ. Поэтому в нашей стране китайский опыт в целом невоспроизво­дим, хотя отдельные его элементы могли бы найти здесь использование. Обратимся к концепции «шоковой терапии».

5.2. «Шоковая терапия»

Переход к рыночной экономике поставил вопрос о путях проведения рыночных преобразований. От его решения за­висят последовательность проводимых мероприятий, состав реформаторских мер и др. В настоящее время в практике проведения курса реформ существуют два альтернативных пути: быстрых радикальных реформ - «шоковая терапия» и постепенного, эволюционного перехода. Рассмотрим проблему «шоко­вой терапии».

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая счи­тает инструментом формирования рынка и антиинфляционной поли­тики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государ­ственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основа­на на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобе­левской премии Милтоном Фридманом и его последователями.

Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэто­му монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Действитель­но, как показывает теория общественного выбора, государство не есть некий абстрактный институт. Оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в сохранении своего социального стату­са и потому не расположены к тому, чтобы допустить автономное функци­онирование экономики.

Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис нео­классической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предпри­ниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организа­ции (институты) без всякого вмешательства государства. Например, товар­ные биржи и посреднические компании, многие частные компании и бан­ки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключитель­но по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная те­ория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме того, самораз­витие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.

Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в пере­ходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, по­скольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» на­правлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характер­ные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения озна­чают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огром­ных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все по­стсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше, Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.

Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На на­чальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стреми­тельная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются рас­падом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление последовательного экономического курса. Толь­ко немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыноч­ных преобразований.

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение име­ет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых ор­ганов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системе го­сударственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства. (Отметим, что вопреки распро­страненному мнению, либеральное государство чрезвычайно жестко и пос­ледовательно в защите закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательстве в те сферы обществен­ной и экономической жизни, где предпочтительна частная инициатива).

Программа «шоковой терапии» предлагает следу­ющий пакет мер:

1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):

реформа внутренних цен; либерализация системы распре­деления; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора - приватизация:

малая приватизация и развитие частного сектора; крупно­масштабная приватизация; структурная перестройка, ликви­дация монополий.

3. Пересмотр роли государства:

ограничение права государственной собственности; ограни­чение прямой хозяйственной деятельности; усиление регули­рующей функции в социальной сфере.

4. Макроэкономическая стабилизация:

новая фискальная политика, изменение денежно-кредит­ной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

Первый пакет мер - меры по либерализации экономики связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бес­контрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов.

Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестрой­ку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заклю­чается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как органа в целом. Важное место за­нимает осуществление программ приватизации. Оформление гаранти­рованных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Ре­форму производства невозможно провести без ликвидации крупных мо­нополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, пре­кращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвида­ции предприятий.

Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в эконо­мике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за про­изводством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощ­ряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятель­ность. Другая важная задача государства - реформировать систему со­циального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддерж­ки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет рас­ти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллек­тивных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо ре­формировать основные правительственные институты, включая цент­ральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

Четвертый пакет мер - макроэкономическая стабилизация пред- " полагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.

Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой про­граммы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную страте­гию, одновременно приступая к действиям на многих направ­лениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

Сочетания двух полярных, альтернативных, диаметрально-потивоположных форм организации общественного производства – «рыночной» и «нерыночной». Глава III Общие черты и различия. Из разграничении понятий смешанная экономика и переходная экономика выпекает ряд теоретических положений, которые необходимо учитывать в современной экономической стратегии правительству России. Во-первых, ...

Бы перейти из точки А, например, в точку В или какую-либо иную точку на кривой Ps, также характеризующуюся более низким темпом инфляции и уровнем безработицы. 2.2. Социальная политика государства в России В переходной экономике изменяются при­оритеты и цели, как в экономической, так и в со­циальной сфере. Ликвидируется уравнительная система в распределении материальных и духов­ных благ, ...


Рынке труда и от традиций страны, его менталитета. Только в этом случае можно улучшить ситуацию в сфере занятости. Глава II. Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан Слабо регулируемое вхождение национальной экономики в рынок деформирует ход всех социально-эконоических процессов в республике, и...