ВТБ 24

Виды и формы вывоза капитала. Вывоз капитала: сущность, причины, основные формы. Международное движение капитала является определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии форм и условий международных хозяйственных связей всех видов

1.2 Основные формы вывоза капитала

Капитал вывозится в двух основных формах: предпринимательского капитала (вложение в промышленность, сельское хозяйство, торговлю, банки и т.д.) и ссудного капитала (займы отдельным государствам, городам, банкам, промышленным и прочим компаниям) Предпринимательские вложения, в свою очередь, делятся на прямые вложения, главным образом в акции промышленных, торговых, банковских предприятий, плантаций и т.п., обеспечивающие полное владение или полный контроль над деятельностью данного предприятия, и портфельные, формально не предоставляющие их владельцам полноты владения и контроля. Преимущество прямых вложений для экспортера капитала по сравнению с другими формами вложений связано с тем, что он полностью распоряжается своим капиталом в течение всего периода функционирования прямых капиталовложений, тогда как ссудный капитал на весь срок предоставления займа полностью переходит в распоряжение импортера. В отличие от предпринимательского капитала, вложения которого необусловлены какими-либо сроками, вложения ссудного капитала могут быть долгосрочными (свыше 2 лет), среднесрочными (от 1 до 2 лет) и краткосрочными (до 1 года). Ценные бумаги при вывозе предпринимательского капитала (акции) приносят дивиденд, а при вывозе ссудного капитала (облигации) - процент.

Государственный капитал экспортируется в различных формах:

безвозмездные субсидии и дотации преимущественно наименее развитым странам;

государственные долгосрочные кредиты на развитие (на 25-40 лет);

государственные гарантии частных кредитов.

Для страны - экспортера ухудшается платежный баланс, хотя впоследствии (когда начнут поступать прибыли от этих вложений) платежный баланс будет улучшаться. Экспорт капитала расширяет рынки сбыта для страны - экспортера. Но в то же время сужает рынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж.

Для импортера капитала его ввоз означает приток валюты, повышение занятости, внедрение новых технологий. Но в то же время теряется контроль над отдельными секторами национальной экономики.

Выход России из экономического кризиса немыслим без привлечения иностранного капитала.

По срокам заграничные капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К последним относятся все вложения более чем на 15 лет. Сюда входят наиболее значимые капиталовложения, т.к. капитал долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты). Краткосрочные - это вложения сроком до 1 - 1,5 года. Среднесрочные - от 1 до 5 - 7 лет.

По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.

Первые означают предоставление средств взаймы или ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников.

Предпринимательские инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет о вложениях частного капитала.

По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные инвестиции.

Прямые зарубежные инвестиции являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечения его с помощью права собственности или решающих прав в управлении. В основном прямые иностранные инвестиции являются частным предпринимательским капиталом.

Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за объектом вложения, а дают лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередности в получении такого дохода.


1.3 Историческое развитие эмиграционного процесса вывоза капитала

Накануне 1-й мировой войны 1914-18 гг. заграничные инвестиции капиталистических стран составили 44 млрд. долл., в т.ч. Великобритании 18 млрд. долл., Франции 9 млрд. долл., Германии 5,8 млрд., США 3,5 млрд., Бельгии, Нидерландов, Швейцарии -5,5 млрд., прочих стран 2,2 млрд. долл. После победы Великой Октябрьской социалистической революции Россия перестала быть сферой приложения иностранного капитала. Великобритания и Франция ослабели как экспортеры капитала, а Германия, потеряв все свои заграничные капиталовложения, сама превратилась в импортера иностранных капиталов. США, обогатившиеся на войне, стали центром финансово-экономической эксплуатации всего мира и начали вывозить капиталы во все возрастающих размерах.

Новые условия, сложившиеся на международном рынке капиталов после 2-й мировой войны, повлекли за собой структурные сдвиги в заграничных капиталовложениях. Если раньше иностранные инвестиции направлялись главным образом в добывающую промышленность, плантационное хозяйство, торговлю и банки, то теперь, когда новые, независимые государства, добиваясь экономической независимости, стали развивать собственную обрабатывающую промышленность, электроэнергетику и др., иностранные монополии, стремясь установить свой контроль, направляют все возрастающую часть своих заграничных капиталовложений в эти отрасли. Немалое влияние на послевоенное увеличение вывоза капитала оказали интеграционные процессы, развернувшиеся на современном этапе развития мирового капиталистического хозяйства. Свободное передвижение капиталов, установленное в ЕЭС и в ЕАСТ, усилило движение капиталов в те государства, где издержки производства ниже. Создание ЕЭС привело к увеличению экспорта американского капитала в страны "Общего рынка". В 1960 г. прямые вложения США в ЕЭС равнялись 2,64 млрд. долл., в 1970 г. они достигли 11,7 млрд.долл., т.е. увеличились в 4,4 раза, тогда как общая сумма американских прямых вложений за границей за тот же период увеличилась с 31,9 млрд.долл. до 78,1 млрд.долл., или в 2,4 раза.

После 2-й мировой войны вывоз капитала приобретает еще более ярко выраженный государственно-монополистический характер, что обусловливалось дальнейшим развитием государственно-монополистического капитализма в крупнейших империалистических странах, усилением неустойчивости капитализма и ростом сил социализма и международного национально-освободительного демократического движения. Международный империализм, предоставляя займы, субсидии и "помощь" по различного рода программам, пытается укрепить капиталистические порядки в важнейших центрах мирового капитализма и сохранить своё влияние в развивающихся странах. В конце 60-х гг. доля государственных средств составляла около 70% всех финансовых средств, вывозимых из наиболее развитых капиталистических стран в развивающиеся страны. Государственные инвестиции в виде займов и экономической "помощи", используемые для строительства железных дорог, развития инфраструктуры, рассчитаны на длительные сроки и менее прибыльны, чем частные вложения. Они направлены на то, чтобы помешать развивающимся странам встать на путь независимой экономики и внешней политики. Монополии используют государственные инвестиции как важное средство расширения внешней экспансии и создания благоприятных условий для частных инвестиций в обрабатывающую промышленность и новые отрасли производства. Широкое развитие получили государственные гарантии частных заграничных капиталовложений, ввиду того, что монополии в условиях политической и экономической неустойчивости в современном капиталистическом мире опасаются рисковать своими капиталами. Поэтому значительная часть частных вложений крупнейших экспортеров капитала ныне производится по государственным гарантиям. Государственно-монополистические формы вывоза капитала в виде займов осуществляются также через Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др. организации.

Крайне усилилась неравномерность в вывозе капитала. Особенно резко изменилось соотношение сил двух главных экспортеров капитала - США и Великобритании. В 1938 г. Великобритания занимала первое место по сумме вывезенных капиталов, и ей принадлежало свыше 40% общей суммы мировых капиталовложений. За 1914-70 гг. заграничные вложения США увеличились приблизительно в 43 раза и в 1970 г. составляли около 53% общей суммы мировых заграничных капиталовложений, что значительно выше, чем их доля в мировом промышленном производстве и в экспорте товаров. Английские вложения за границей в конце 1970 г. составляли 49 млрд долл. В самой Великобритании американские прямые вложения в конце 1970 г. составляли 8,0 млрд.долл. Кроме того, внешний долг Великобритании в конце 1970 г. равнялся 5,4 млрд.долл., большая часть которого также представляет собой долг Великобритании США. Повышенный интерес американских монополий к инвестициям в Великобритании вызывается, с одной стороны, традиционными экономическими связями, сложившимися в течение многих десятилетий, и с другой - стремлением использовать огромные рынки Британского содружества для продажи товаров своих филиалов в Великобритании. На американские инвестиции выплачивается около 80% прибылей, вывозимых из Великобритании иностранными инвесторами.

Франция, несмотря на значительные потери во время войны, за послевоенные годы укрепила свои позиции на международном рынке капиталов, и её заграничные вложения на конец 1970 г. достигли приблизительно 19 млрд. долл. Если раньше французские капиталовложения осуществлялись в ссудной форме, то в современных условиях преобладает предпринимательская форма вложений. Французские капиталы направляются преимущественно в западноевропейские, латиноамериканские и африканские страны, а также в Турцию и Иран. Иностранные капиталовложения во Франции также значительны и к концу 1968 г. достигали 9 млрд. долл. Подавляющая часть этой суммы принадлежит США. Иностранные капиталы в первую очередь вкладываются в нефтеперерабатывающую промышленность, авиаракетное дело, радиоэлектронику, металлургию, станкостроение, химию, банки и кредитные учреждения.

В результате двух мировых войн Германия почти полностью потеряла свои заграничные инвестиции. ФРГ начала вывоз капитала лишь после 1952 г.; ранее вывоз капитала не был разрешен. К концу 1970 г. заграничные вложения ФРГ достигли 20 млрд. долл., большая часть которых принадлежит небольшой группе крупнейших монополий ФРГ. Около половины вложений ФРГ приходится на Западную Европу, особенно на страны "Общего рынка" - Францию, Италию и Бельгию. Остальные капиталовложения размещены в США, Канаде, Латинской Америке, в странах Азии и Африки. В общей сумме западногерманского экспорта капитала значительное место занимает вывоз государственного капитала. ФРГ - также крупный импортер капитала. Только прямые американские инвестиции в ФРГ в 1970 г. составляли 4,6 млрд. долл., итальянские 4,2 млрд.долл. Несмотря на высокий промышленный потенциал, заграничные инвестиции этих стран сравнительно невелики, потому что в этих странах осуществляются большие внутренние капиталовложения, дающие высокие прибыли, что не способствует накоплению избыточных капиталов. В целом заграничные инвестиции важнейших экспортеров капитала в конце 1970 г. составляли 285 млрд. долл. В послевоенный период произошли существенные изменения в размещении зарубежных инвестиций в капиталистическом мире. Если в предвоенные годы значительная часть частного капитала из промышленно развитых стран поступала в слаборазвитые государства, то в 60-70-х гг. основная масса частного капитала направляется в промышленно развитые страны. Причина этого явления - в крупных сдвигах в структуре экономики промышленно развитых стран, происходящих, прежде всего под влиянием развивающейся научно-технической революции, в распаде колониальной системы империализма. На конец 1970 г. американские прямые вложения в Западной Европе составили 24,5 млрд. долл., а западноевропейские прямые инвестиции в США - 9,5 млрд. долл.

Вывоз капитала - это вывоз стоимости с целью ее прироста за рубежом. Вывоз капитала в последние десятилетия рос быстрее, чем производство и внешняя торговля, и был наиболее мощным фактором интернационализации в мировом хозяйстве.

Различают экспорт предпринимательского и ссудного капиталов. В случае же вывоза ссудного капитала мы имеем дело с вывозом капитала в денежной форме (в виде банковских и государственных кредитов). Здесь речь идет о специфической форме сделки с деньгами - ссуде, когда собственность на денежный капитал остается в руках предоставившего кредит, причем деньги, в конечном итоге, возвращаются к кредитору с приращением. Можно смело утверждать, что в этом случае мы имеем дело с капиталом-собственностью.

Вывоз предпринимательского капитала представляет собой долгосрочные зарубежные инвестиции, ведущие к созданию за границей филиалов, дочерних компаний (фирм) и смешанных (совместных) предприятий.

Предпринимательскую форму вывоза капитала называют "второй экономикой" в связи с ее непосредственной связью с процессами производства.

Миграция капитала в предпринимательской форме предполагает наличие трех признаков:

1) организацию или участие в производственном процессе за рубежом;

2) долгосрочный характер вложений иностранного капитала;

3) право собственности на зарубежное предприятие в целом, либо на его часть.

Различают два вида вывоза предпринимательского капитала:

· прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ);

· портфельные инвестиции (ПИ).

Прямые зарубежные инвестиции – это долгосрочные зарубежные вложения капитала, обеспечивающие контроль над хозяйственной деятельностью создаваемой фирмы со стороны инвестора.

В соответствии с определениями МВФ, ОЭСР, а также в системе национальных счетов ООН в состав ПЗИ включаются:

· вложения компаний за рубеж собственного капитала;

· реинвестирование полученной прямым инвестором прибыли в зарубежном предприятии в развитие последнего;

· внутриорпоративные переводы капитала между головной фирмой и ее зарубежными предприятиями.

В связи с большим значением прямых инвестиций для национальных экономик разных стран, осуществляется государственная поддержка иностранных инвестиций в различных формах, к числу которых относят:

а) предоставление государственных гарантий;

б) страхование иностранных инвестиций;

в) исключение двойного налогообложения;

г) урегулирование инвестиционных споров;

д) административная и дипломатическая поддержка.

Портфельные инвестиции – это форма вывоза капитала путем его вложения в ценные бумаги зарубежных предприятий, не дающая инвесторам возможности непосредственного контроля над их деятельностью. К ним причисляются вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятия и составляющих менее 10 % в его общем акционерном капитале. Они разделяются на следующие виды:

– акционерные ценные бумаги – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа, по отношению к лицу, выпустившему этот документ;

– долговые ценные бумаги - обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ. Долговые ценные бумаги могут выступать в форме:

– облигации, простого векселя, долговых расписок;

– казначейского векселя, депозитного сертификата;

– финансовых дериватов (опционы, фьючерсы, варранты, свопы).

Ключевые слова: международное движение капитала, миграция капитала, вывоз капитала, ввоз капитала

Механизм извлечения прибавочной стоимости в междуна-родном масштабе получает свое конкретное выражение в раз-личных формах вывоза капитала.

Вывоз капитала происходит либо в форме вывоза ссудного капитала, либо в форме вывоза функционирующего (промыш-ленного) капитала.

При вывозе ссудного капитала собственник получает доход в форме процента.

Вывоз функционирующего капитала (вложения в промышленность, торговлю и т.д.) при-носит его владельцу доход в форме дивиденда или прибыли.

Различие между вывозом ссудного и функционирующего капитала имеет существенное значение. Преобладание одной из этих форм во многом определяет характерные особенности той или иной страны. Так, в Англии на первое место выдвину-лись ее колониальные владения, с которыми был связан вывоз капитала. Во Франции заграничный капитал был помещен главным образом в Европе, прежде всего в России (не менее 10 млрд фр.), в основном это был ссудный капитал, государст-венные займы, а не капитал, вкладываемый в промышленные предприятия. В отличие от английского, колониального, вывоз французского капитала можно назвать ростовщическим.

В послевоенное время французские банки утратили свое положение ведущего международного ростовщика, уступив первенство американским банкам. Прогрессирующий развал британской колониальной империи изменил и современный облик английской олигархии. Теперь в вывозе капитала всех главных западных стран более равномерно сочетаются ссудная и промышленная формы. Но выгоды как той, так и другой форм одновременно играют весьма существенную роль для мо-нополий тех стран, которые используют импорт ссудного капи-тала как один из источников для усиления экспорта собствен-ного промышленного капитала. При этом они присваивают се-бе разницу между процентом по получаемым займам, вкладам и т.д. и более высокой прибылью от заграничных инвестиций функционирующего капитала.

Так, Германия в период между двумя мировыми войнами получила большие займы от США и других стран и одновре-менно вкладывала капиталы в промышленность стран Цен-тральной и Восточной Европы, Латинской Америки. Доходы по ее промышленным инвестициям превышали сумму процентов, которую ей надо было выплачивать за полученные кредиты.

После Второй мировой войны в таком же положении нахо-дилась Англия. Она задолжала другим странам, в первую оче-редь США, значительные суммы, превышавшие в отдельные годы объем ее собственных заграничных капиталовложений. Между тем за послевоенные годы доходы от английских инве-стиций превысили вдвое выплаты Англии по иностранной за-долженности, представлявшей собой в основном вложения ссудного капитала.

Вывоз ссудного капитала различается по срокам, назначе-нию, характеру обеспечения и субъекту.

По сроку он делится на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный международный кредит . Ссуда на срок свыше трех—пяти лет считается долгосрочной, от одного до трех (иногда до пяти лет) — среднесрочной, менее одного года — краткосрочной.

Главной формой международного долгосрочного кредита являются международные займы . К старым, традиционным формам частного международного кредита относятся прежде всего займы, которые предоставляли из своих ресурсов круп-нейшие коммерческие банки капиталистического мира. В США это «Чейз Манхэттэн бэнк» (Нью-Йорк), «Морган гаранти траст», «Ферст нэшнэл сити бэнк» (Нью-Йорк) и др.; в Англии — «Барлклейз бэнк», «Ллойдс бэнк», «Мидлэнд бэнк» и др.; во Франции — «Банк де Пари э де Пэн Ба», «Банк де л"Эндошин» и др.; в ФРГ — «Дейче банк», «Дрезднер банк», «Коммерцбанк». Хотя удельный вес внешних кредитов этих банков в общем вывозе ссудного капитала за последние десятилетия упал, они все еще играют видную роль на международной аре-не. Так, в 1956 г. группа английских банков предоставила долгосрочный кредит Индии на строительство металлургических предприятий. В конце 1958 г. три нью-йоркских банка выдали кредит в 200 млн долл. правительству де Голля с целью помочь ему стабилизировать политическое и валютное положение Франции. На конец 1960 г. общая сумма внешних кредитов, выданных американскими частными банками на срок более одного года, составила 1,7 млрд долл.

Однако далеко не всегда частные долгосрочные кредиты предоставляются за счет ресурсов самих банков. Как правило, банки используют для этих целей средства многочисленных рантье крупных государств. Это достигается через так называе-мые облигационные займы (или «внешние эмиссии»). Инве-стиционные банки берут на себя размещение (продажу) на де-нежном рынке своих стран ценных бумаг (облигаций), выпу-щенных частными иностранными компаниями или государст-венными организациями. И в данном случае кредиторами вы-ступают главные западные страны, где имеется развитой де-нежный рынок и значительный избыток ссудного капитала, ищущего себе более прибыльного помещения. При этой опера-ции перемещение ценных бумаг идет в направлении, обратном движению вывозимого капитала. Так, выпущенные в 50-х гг. облигации правительства Южно-Африканской Республики бы-ли размещены на денежном рынке США.

Эмиссионное дело монополизировано немногими инвести-ционными банками и банкирскими домами. До Второй миро-вой войны это были преимущественно американские, англий-ские и французские банкиры. В послевоенное время в этой об-ласти почти полностью господствовали ведущие инвестицион-ные банки и банкирские дома США: «Морган, Стэнли», «Ферст Бостон корпорейшн», «Диллон, Рид», «Гарриман, Рипли», «Лимен бразерс», «Лазар фрэр», «Гоулдмэн, Закс» и др. В ходе судебного процесса против этих фирм, проходившего в Нью-Йорке в начале 50-х гг., выяснилось, что начиная с 1915 г. они возглавили банковский картель, контролировавший внеш-ние частные эмиссии США, распределяли между собой все иностранные облигационные займы, размещаемые на амери-канском рынке, объединенными силами оттесняли конкурен-тов. Несмотря на разоблачительные документы, суд вынес этим банкам оправдательный приговор «за отсутствием доказа-тельств». Таким образом, монополия американских банкиров в эмиссионном деле сохраняется и до настоящего времени.

Господство инвестиционных банков США в размещении иностранных займов поддерживалось через систему банковских консорциумов. Последние представляют собой соглашения о посредничестве в размещении иностранных займов. В консор-циуме участвует большое число банков. Возглавляет его один из крупнейших. Каждый участник получает квоту на иностран-ные облигации, для его деятельности по размещению займа выделяется определенный район. Консорциум выпускает про-спекты с указанием условий займа, широко рекламирует ино-странные займы с целью привлечения к покупке иностранных облигаций мелких и средних рантье, контролирует сеть макле-ров, занимающихся розничной продажей облигаций.

В 1959 г. инвестиционный банк «Морган, Стэнли» возгла-вил консорциум, взявший на себя размещение облигаций итальянской государственной корпорации по развитию южных районов страны. В 1957 г. инвестиционный банк «Диллон, Рид» организовал облигационный заем в 12 млн долл. для японской бумажной промышленности. Большую активность развил в по-слевоенное время банк «Ферст Бостон корпорейшн». Совмест-но с фирмами «Кун, Леб» и «Лазар фрэр» он разместил в США на 85 млн долл. облигаций Европейского объединения угля и стали. Будучи с 1959 г. финансовым консультантом японского правительства, «Ферст Бостон корпорейшн» продал на 30 млн долл. его облигаций. Несколько раньше он же возглавил син-дикат, обеспечивший заем в 100 млн долл. индийскому метал-лургическому тресту «Тата».

Монополия банков на размещение иностранных ценных бумаг гарантировало им высокую прибыль. Банки получали ко-миссионное вознаграждение, доходящее иногда до 1/12— 1/10 суммы займа. Это выражалось в том, что они рассчитыва-лись с заемщиком за размещенные ими облигации по 90—94% от номинала, а имели возможность их реализовать из расчета 96—100% номинала. Нередко банки получали также эмиссион-ную прибыль, образующуюся за счет разницы между номина-лом ценных бумаг и их рыночной ценой. В случае, если банк гарантирует размещение займа, его комиссионные повышают-ся, он получает дополнительные выгоды в виде гарантийной прибыли. Не все облигации иностранных займов размещаются банками среди других держателей. Часть облигаций, наиболее надежных и выгодных, они оставляют себе, получая доход от процентов, выплачиваемых по займам. Процент по внешним займам иногда достигает 8—10 годовых. Например, ряд займов, которые были предоставлены США Германии после Первой мировой войны, выдавались из 7-8% годовых.

До определенного уровня международный долгосрочный кредит носил главным образом частный характер. Однако уже и в тот период монополии начинали все шире и чаще пользо-ваться «услугами» государства. Государство иногда выступало как гарант по частным займам, обеспечивая выплату процентов и погашение займа.

Особое значение имеет использование государства как га-ранта по займам других государств . В этом случае заемщиками и гарантами являются, как правило, экономически слаборазви-тые государства, обеспечивающие выплату задолженности по займам частью поступлений в бюджет (от государственных та-бачных, соляных, спиртовых и других монополий, от таможен-ных доходов, железных дорог и т.д.).

В последние десятилетия эта форма отошла на задний план. Монополии используют теперь государство прежде всего в ка-честве непосредственного кредитора в международных отно-шениях. На государство перекладываются все издержки, свя-занные с предоставлением займов, а также ущерб в случае не-погашения (банкротство должника и другие причины). В пери-од, когда обостряются противоречия и проблема рынков, вывоз капитала становится одной из основных, особенно широкое распространение получает внешний государственный кредит.

Международные займы различаются по своему назначению как займы, или кредиты производительного характера (в про-мышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.д.) и как займы, или кредиты непроизводительного характера , т.е. используемые для гонки вооружений, содержания военно-полицейского аппарата, непосредственно для ведения войны, выплаты процентов по старым займам и т.д. Доля займов не-производительного характера общей сумме иностранных зай-мов возрастает.

Помимо предоставления долгосрочного внешнего кредита в международных отношениях западных стран практикуется так-же вывоз краткосрочного ссудного капитала, который выступа-ет в двух главных формах : коммерческий и банковский кредит и текущие счета в иностранных банках.

1. Коммерческий и банковский кредит в международной тор-говле. Товары в мировой капиталистической торговле, как пра-вило, продаются на условиях краткосрочного кредитования, имеющего целью ускорить оборот капитала экспортеров и по-высить норму их прибыли. Чем острее становится проблема сбыта на внешних рынках, тем больше растет и разбухает крат-косрочное кредитование внешней торговли и увеличивается его значение в борьбе с конкурентами в целях завоевания рынков.

В связи с тем, что срок таких банковских кредитов не пре-вышает нескольких месяцев, а коммерческий кредит предос-тавляется в виде отсрочки платежа, эти кредиты почти не нахо-дят отражения в официальной статистике вывоза ссудного ка-питала.

Если краткосрочная задолженность ликвидируется в ходе повседневных коммерческих операций, этот дефект статистики не особенно заметен. Однако в период кризисов, когда капита-листы не в состоянии полностью оплатить свои обязательства, краткосрочные ссуды превращаются в среднесрочные и долго-срочные, и тогда обнаруживается огромный разрыв между официальными, отчетами и фактическим положением дел. На конец 1960 г. задолженность иностранных фирм американским банкам по ссудам сроком до одного года составила 3,6 млрд долл., а по коммерческим (фирменным) кредитам — около 1 млрд.

Стоимость американских краткосрочных кредитов высока. Ведущие банки предоставляют такие ссуды минимум из 6% го-довых. Более мелкие финансовые компании, специализирую-щиеся в этой области, берут по 9% и более.

Фирменные кредиты наиболее широко применяют англий-ские, западногерманские, французские, японские компании в целях внешнеторговой экспансии. В послевоенные годы они предоставляли иностранным фирмам не только краткосрочные, но даже долгосрочные кредиты сроком до пяти лет из 6—10% годовых.

2. Текущие счета в иностранных банках. К этой форме ком-пании и банки прибегают в целях привлечения свободного де-нежного капитала других стран. Кроме того, сами компании западных стран нередко имеют счета в банках тех стран, рынки которых их особенно интересуют. Текущие счета в иностран-ных банках компании используют для перевода своих денежных средств за границу в том случае, когда страна сталкивается с экономическими, финансовыми и политическими трудностя-ми, либо в целях политического давления на неугодное им пра-вительство внутри своей страны. За границей (в швейцарских, американских и других банках) держат также свои капиталы обанкротившиеся политики и авантюристы, крупные валютные спекулянты и тд. Так, иностранные вклады в швейцарских банках только в 1961 г. достигли 12 млрд фр. (около 2,7 млрд долл.).

Для текущих счетов в иностранных банках характерна крайняя подвижность, неустойчивость и зависимость от эконо-мической и политической конъюнктуры. В годы общих кризис-ных явлений, когда капиталистическая система теряет свою устойчивость, на мировом рынке появляются значительные ко-личества денежных капиталов, перемещающихся из одной страны в другую в поисках «спокойного» места. В период ми-рового экономического кризиса 1929—1933 гг. краткосрочный ссудный капитал утекал из Австрии, Германии, Англии, США, усиливая действие кризиса в области кредита. В 1935—1937 гг. особенно увеличилось «бегство» капитала из Франции в целях подрыва деятельности Народного фронта, в котором сотрудни-чали коммунисты, социалисты и другие политические партии и группы. Перед Второй мировой войной большие денежные ка-питалы переводились из Европы за океан — в США, Латин-скую Америку.

В конце 40-х и в 50-х гг. произошел большой отлив капита-ла из Франции в Швейцарию и США. После установления в 1958 г. режима личной власти де Голля значительная часть этих капиталов вернулась в парижские банки («репатриация капита-ла »). Во второй половине 1960 г. вследствие резкого ухудшения платежного баланса США и спадов в развитии американской экономики иностранные вкладчики начали панически и в мас-совом порядке изымать свои капиталы из нью-йоркских банков («бегство от доллара»).

Иностранные счета в банках (авуары) нередко используются государствами в целях эксплуатации экономически слаборазви-тых стран. В годы Второй мировой войны и после ее оконча-ния Англия «заморозила» (т.е. запретила расходовать) счета своих колоний, доминионов и ряда других стран в лондонских банках, образованные вследствие роста поставок товаров этих стран в Англию. Стерлинговые авуары выросли с 1939 по 1946 г. в 7,5 раза. Эти «замороженные» суммы — не что иное, как прямая недоплата стоимости товаров, поставляемых зави-симыми от Англии странами. В 1947 г. из 3,3 млрд ф. ст. «замороженных» стерлинговых счетов только на две страны — Индию и Египет — приходилось 1,69 млрд ф. ст., т.е. более 50%. В середине 1961 г. стерлинговые авуары составили свыше 10 млрд долл.

Капитал вывозится и функционирует за рубежом в следующих формах:

1. По источникам происхождения:

Государственный (официальный) капитал – это средства из государственного бюджета, которые уходят за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Сюда можно отнести безвозмездные субсидии и дотации, преимущественно наименее развитым странам; государственные коммерческие кредиты, займы; государственные гарантии частных кредитов и др.;

Кредиты и иные средства международных организаций, например, кредиты МВФ;

Частный капитал – это средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими). Это могут быть инвестиции, торговые кредиты, межбанковские кредиты и др.

2. В денежной и товарной. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал, создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.

3. По срокам: в краткосрочной (обычно на срок до одного года) форме, среднесрочной (от одного года до трех-пяти) и долгосрочной (свыше пяти лет);

4. По характеру использования:

Предпринимательский капитал, который прямо или косвенно вкладывается в производство и связан с получением того или иного объема прав на получение прибыли или дивиденда. В основном это частный капитал.

Экспорт предпринимательского капитала может осуществляться или путем создания компаний со 100 % иностранным капиталом или образования совместных компаний или предприятий с участием местного и иностранного капитала;

Ссудный капитал, который предполагает предоставление денежных средств, с целью получения ссудного процента. Его источником могут быть как государственные, так и частные средства.

5. По целям:

Прямые иностранные инвестиции – это, по определению МВФ, приобретение длительного экономического интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии-резиденте другой страны (предприятие с прямыми инвестициями). Согласно этому определению к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки инвестором и предприятием, в которое инвестирован его капитал.

Через вывоз прямых инвестиций инвесторы или учреждают за рубежом новую фирму, или покупают существенную долю в уже действующей за рубежом фирме, или полностью покупают эту фирму. В соответствии с этим, предприятия с иностранными инвестициями могут выступать в одной из следующих форм:


а) дочерняя компания – предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50 % капитала;

б) ассоциированная компания - предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50 % капитала;

в) филиал – предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Портфельные инвестиции – вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Цель портфельных иностранных инвестиций – получение прибыли на рынке иностранных ценных бумаг. Они могут быть вложены:

а) акционерные ценные бумаги – обращающийся на рыке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ;

б) долговые ценные бумаги – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ;

в) облигации, простой вексель, долговую расписку – денежные инструменты, дающие их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход ли на определяемый по договору изменяемый денежный доход и другие.

Что касается структуры инвестиций, то следует отметить увеличение в течение длительного времени прямых инвестиций по сравнению с портфельными инвестициями, однако в последнее время наметилась обратная тенденция.

Претерпела существенные изменения и отраслевая структура вывоза капитала. До второй половины 50-х годов капитал вкладывался преимущественно в добывающие отрасли, со второй половины – в обрабатывающую промышленность и торговлю, со второй половины 60-х годов преимущественной сферой приложения иностранного капитала стала новейшая технология и сфера услуг.

3 . Последствия миграции капитала для национальных экономик

Международное движение капитала оказывает огромное положительное влияние на мировую экономику.
1. Международное движение капитала способствует росту конкурентоспособности компаний-экспортеров капитала, а, в конечном счете, и национальной экономики страны-экспортера капитала.
2. Миграция капитала - важнейшее условие формирования и развития международного разделения труда, что способствует интенсификации международной специализации и кооперации производства.
3. Международная миграция капитала увеличивает объемы взаимного обмена товарами между странами, в том числе промежуточными продуктами в рамках ТНК, стимулируя развитие мировой торговли.
4. В условиях интеграции финансовых рынков обеспечивается международное воспроизводство капитала, повышается эффективность механизма международных экономических связей.
Таким образом, в целом движение капитала приводит к увеличению мирового производства за счет более эффективного его перераспределения и использования, но последствия его для стран не однозначны. Страны, как экспортеры, так и импортеры испытывают и положительные и отрицательные последствия вывоза капитала.

К положительным последствиям вывоза капитала для стран-экспортеров можно отнести:

Использование положительного эффекта масштаба;

Обеспечение экономии на издержках за счет дешевого сырья, рабочей силы и т.п.;

Создания дополнительных рынков сбыта для отечественных товаров в форме поставок материнскими компаниями своим дочерним фирмам;

Использование преимуществ от углубления и развития МРТ.

Вывоз капитала приводит к следующим отрицательным последствиям:
- экономика теряет часть ресурсов, необходимых для экономического роста;
- ухудшается платежный баланс, обостряется задача его выравнивания – правительство принимает меры по сдерживанию экономического роста через дефляционную политику, жертвой которой становятся перспективные наукоемкие отрасли;

Экспорт капитала замещает экспорт товаров, что приводит к закрытию национальных предприятий и переносу производства за рубеж,
- возможны значительные потери в результате изменения курса валют.

Положительными последствиями ввоза капитала для стран-импортеров являются:

Возникают дополнительных возможностей для реструктуризации и модернизации производственного аппарата;

Происходит передача современных технологий, ноу-хау и т.п., что в свою очередь приводит к созданию новейших предприятий и рабочих мест на них;
увеличиваются инвестиции в национальную экономику;

Возникают преимущества для квалифицированной рабочей силы в отраслях с высокой добавленной стоимостью;

Обеспечивается включение страны в МРТ и повышение конкурентоспособности ее продукции;

Создаются предпосылки для сокращения бегства капитала и возврата ранее вывезенных за границу капиталови др.

Ввоз капитала приводит к:

Потере контроля со стороны местных компаний над национальным производством и выбором стратегии национального развития;
- вытеснению национальных компаний прямыми инвестициями на основе несправедливой конкуренции;
- возможно негативное влияние на состояние платежного баланса (если производство филиалов требует крупных объемов импорта);
- прямые инвестиции могут быть дорогостоящими в длительном периоде, т.к. растут суммы репатриированных доходов и «роялти» - происходит «старение» инвестиций, кода объем вывезенного капитала превысит объем ввезенного;
- издержки финансирования могут быть выше получаемых выгод (при покупке облигаций);

Высокий риск нестабильности портфельных капиталопотоков;

Перенос в ряде случаев устаревших технологий;
- привлечение зарубежных специалистов в ущерб национальным специалистам;
- деструктивное влияние на некоторые стратегические отрасли и предприятия (оборонный сектор, энергетика, транспорт);
- обострение экологических проблем;

Импорт ссудного капитала увеличивает внешнюю задолженность страны.

Вывоз капитала осуществляется в двух основных функциональных формах - вывоз предпринимательского и вывоз ссудного капиталов. В первом случае речь идет о вложениях капитала в экономику других стран посредством развития сферы производства и обращения (здесь у нас капитал-функция). В случае же вывоза ссудного капитала мы имеем дело с вывозом капитала в денежной форме (в виде банковских и государственных кредитов). Здесь речь идет о специфической форме сделки с деньгами - ссуде, когда собственность на денежный капитал остается в руках предоставившего кредит, причем деньги, в конечном итоге, возвращаются к кредитору с приращением. Можно смело утверждать, что в этом случае мы имеем дело с капиталом-собственностью.

Вывоз предпринимательского капитала, в свою очередь, представляется как вывоз портфельных и прямых инвестиций. В первом случае мы имеем дело с приобретением пакетов акций (не дающих контроля) зарубежных предприятий и компаний. Во втором же случае нам приходится сталкиваться или со строительством за границей предприятий (производственных мощностей), или с покупкой у зарубежных фирм пакетов акций, дающих контроль за их деятельностью.

Особое место занимает вывоз капитала в виде вывоза лицензий и других прав, дающих возможность зарубежному предприятию использовать ту или иную передовую технологию. Внешне данная сделка (по покупке лицензий и патентов) выступает как обычная торговая (имеем дело со специфическим товаром-разрешением). Однако, по сути, это сделка с капиталом, потому что приобретение лицензии или комплекта оборудования дает возможность продавцу не просто воздействовать на работу данного предприятия, а фактически ее контролировать. Здесь мы сталкиваемся со специфическими формами контроля, напрямую не связанными с собственностью на капитал.

Вывоз капитала оказывает весьма существенное влияние как на экономику страны, вывозящей капитал, так и на экономику страны, ввозящей капитал.

В первом случае может возникнуть дефицит инвестиционных ресурсов в “своей” стране, если вывоз капитала значительно превышает обратный его приток в страну (в этой ситуации достаточно часто говорят о так называемой английской болезни, когда активная экспансия английского капитала фактически обескровила целые отрасли национальной экономики и для “лечения” понадобились достаточно серьезные меры по привлечению иностранного капитала в английскую экономику).

Итоговое влияние вывоза капитала на вывозящую страну складывается в результате “суммирования" этих разнонаправленных последствий.

В случае ввоза иностранного капитала также возникают последствия, как со знаком “плюс", так и со знаком “минус".

К положительным последствиям стоит отнести увеличение производства, занятости, приобщение к новым технологиям - все то, что связано с созданием иностранным капиталом новых производственных мощностей. Национальная экономика, принимающая капитал, на деле получает дополнительные финансовые ресурсы Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория. - Учебное пособие. -Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. - С. 135..

С другой стороны, иностранный капитал претендует и на часть прибавочной стоимости, созданной в данной стране (он может вывозить ее “домой”), и не упускает возможности оказать на принимающую страну не только экономическое, но и политическое давление, особенно если баланс движения капиталов складывается явно не в пользу страны, принимающей капитал. В этом случае вывоз капитала рассматривается как самая эффективная форма оказания воздействия на ту или иную страну. Это очень четко проявлялось в послевоенный период по отношению к западноевропейским странам, принимавшим в значительных масштабах американский капитал, и к развивающимся странам вообще.

Очевидным результатом вывоза капитала для него самого становится его превращение в международную (транснациональную) форму и образование международных капиталов-монополий (или просто - международных монополий).

Наука различает несколько форм международных монополий. Чаще всего говорят о транснациональных и многонациональных монополиях (корпорациях - ТНК и МНК соответственно). Определимся с данными понятиями. Транснациональная корпорация - это однонациональная по капиталу и контролю, но многонациональная по сфере деятельности компания (фирма, монополия). Многонациональная корпорация - это многонациональная (как правило, двунациональная) по капиталу и контролю, и многонациональная по сфере своей деятельности компания (фирма, монополия).

Первые (ТНК) встречаются гораздо чаще. Это очень типичная форма международных монополий, к ним относятся, например, “Дженерал Моторз”, ИБМ, “Майкрософт" и проч. МНК же встречаются намного реже. Из устойчивых, существующих уже почти век, стоит выделить англо-голландские компании “Ройял Датч-Шелл" и “Юнилевер”. МНК активно создавались в 70-е годы нашего столетия, но практически все они оказались непрочными, распавшись в конечном итоге на те же части, из которых и создавались, например, “Данлоп-Перелли" или “АГФА-Геверт".

Справедливости ради стоит сказать, что современные крупные фирмы - это, как правило, ТНК (их международный характер ни у кого уже давно не вызывает сомнений). Это действительно гиганты. По данным 1999 года, ведущие американские компании реализовали продукции (в млрд. дол): “Дженерал Моторз” - 176,6, “Вол Март” - 166,8, “Экссон - Мобил" - 163,9, “Форд Мотор" - 162,6, “Дженерал Электрик” - 111,6, получив при этом прибыли соответственно (в млрд. долл): 6,0; 5,4; 7,9; 7,2; 10,7 (для сравнения - крупнейшая российская фирма РАО “Газпром” произвела продукции на 12,3 млрд. дол., получив при этом прибыли 1,87 млрд. дол).

Очевидно, что капиталы таких размеров, чьи доходы вполне сопоставимы с национальным доходом многих малых, средних и даже крупных стран, претендуют на роль самостоятельных и очень серьезных участников (субъектов) современной мировой экономики. Заметим, что представленные цифры - это только верхушка айсберга этих гигантов, так как вокруг них существуют тысячи и даже десятки тысяч предприятий (фирм), юридически самостоятельных, но “включенных" в единый технологический процесс крупнейших монополий и реально от них зависящих.

Современные крупнейшие международные монополии стремятся напрямую воздействовать и на мирохозяйственные процессы, и на политические решения.

Появление столь крупных производственно-сбытовых и финансовых комплексов, каковыми являются ТНК и МНК, создает новый тип экономических отношений внутри компаний. Происходит их интернационализация, при этом также подрывается и рыночный характер связей.

Современные ТНК и МНК ведут деятельность в десятках стран мира. Продукт, по мере его производства, может несколько раз пересекать национальные границы, участвуя в международной торговле (не выходя при этом за “границы” ТНК и МНК). Такое положение дел дает возможность руководству крупнейших компаний использовать во внутрифирменном обороте не рыночные, а назначаемые (трансфертные) цены. Таким образом, значительные потоки товаров и услуг фактически выпадают из нормального рыночного оборота, хотя формально совершают рыночное движение.

Все это используется финансовой олигархией для перераспределения прибавочной стоимости, созданной в масштабах всего мирового хозяйства, в свою пользу. Характер создания и присвоения стоимости и прибавочной стоимости также принимает транснациональную форму. При этом достаточно сложно вообще определить источник прибавочной стоимости при производстве и реализации конкретного товара (в какой стране и какое количество стоимости и прибавочной стоимости производится).

Подрыв рыночных отношений внутри международных монополий - это очень серьезная проблема, которая подробно рассматривается в рамках курса “Теория организации". Для нас же важен сам факт того, что происходит искажение рыночных отношений и рынка субъектами, которые объективно возникли именно в результате становления и развития такой экономической формы, какой является рынок. В рамках крупнейших международных монополий искажается основной рыночный принцип - принцип эквивалентности в обмене (деятельностью и товарами) Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория. - Учебное пособие. -Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. - С. 177 с..

Пользуясь тем, что внутрифирменный оборот не представляет собой движение продукта труда в форме товара (товаром продукт труда становится только тогда, когда он “покидает" ТНК или МНК, вступая в процесс конечного обмена), крупнейшие капиталистические предприятия на всех стадиях производства подменяют эквивалентный обмен деятельностью искусственными трансфертными ценами, которые напрямую не связаны с реальными затратами труда на стадиях производства готового продукта.

Это дает возможность искажать пропорции международного обмена (подрывать принцип эквивалентности и в обмене), так как перемещение продукта по стадиям изготовления, сопровождающееся пересечением национальных границ, в реальной статистике учитывается по искусственным трансфертным ценам, скрывающим и подлинные издержки ТНК и МНК, и их структуру.

Особенности вывоза капитала на современном этапе развития экономики

После второй мировой войны объемы внешней торговли постоянно росли, но очень часто этот рост был связан с перемещением капитала, то есть экспорт капитала стал средством поощрения вывоза товаров за границу. Это происходило в силу следующих обстоятельств:

вывоз капитала в товарной форме означает поставки машин, оборудования, технологий и т.д.;

вывоз капитала - это кредиты, предоставляемые на покупку товара стране кредитором;

вывоз капитала - это внутрифирменные поставки товара в рамках транснациональных корпораций (ТНК).

Прямые инвестиции обнаружили тенденцию к ускоренному росту. В середине 60-х годов объем прямых инвестиций составил 108 млрд. долларов; а к концу XX века - 3 трлн. долларов.

В начальный период экспорт капитала шел из индустриальных стран в аграрные, зависимые. Англия и Франция инвестировали в Индию, Египет, Алжир, Сирию и другие колонии, США - в Латинскую Америку, Германия - в Юго-Западную Африку.

В то же время капитал переливался из промышленно-развитых стран с замедленными темпами экономического роста в страны, где пульс хозяйственной жизни бился более сильно. Например, из Англии в США, или из Англии и Франции - в Германию; в то же время США активно инвестировали в экономику Англии.

Отраслевые направления иностранных инвестиций определялись уровнем экономического развития принимающих государств. В промышленно-развитых странах - в производство готовых изделий (наукоемких). В слабо развитых странах капитал направлялся в горную, горнорудную, металлургическую отрасли, кредитную систему, инфраструктуру, на освоение их естественных богатств.

В 50-60 годы XX века произошло ускорение темпов экономического развития в промышленно-развитых странах: открылись новые сферы приложения капитала (военные отрасли, развитие инфраструктуры, науки, образования, здравоохранения); это обеспечило огромную концентрацию капитала промышленных корпораций и централизацию банковских ресурсов, что содействовало созданию дополнительных стимулов расширения вывоза капитала; появились новые формы в вывозе капитала: создание совместных предприятий; сооружение предприятий "под ключ" (разработка проекта, вложение в него капитала, подготовка к производству); договор типа "продукт в руки" ("под ключ" плюс подготовка специалистов для работы на таких предприятиях); соглашение о разделе продукции; договоры о рискованных проектах, преимущественно в области разработки добычи нефти; франчайзинг; экспорт технологии и др.

Транснациональные корпорации набирают все большую силу. Они расчленяют традиционные прямые инвестиции на отдельные блоки: капитал, технологию, управленческий опыт, предоставляя странам-импортерам все эти элементы по частям. Такая гибкость дает двойную выгоду: инвесторы получают возможность с выгодой для себя определять цены на каждый элемент капитальных вложений и таким образом они скрывают переводы прибыли в передачах финансовых средств материнским компаниям за использование технологий и различного рода услуг в этой области Розмаинский И.В. Внешняя торговля, бегство капитала и валютный курс в России 1990-х гг. // Экон. школа (Аналит. прилож). - 2009. - N 1..

Для малых и средних предприятий вывоз капитала связан с продвижением товаров на зарубежные рынки.

Появление транснациональных банков ускорило финансирование крупных промышленных проектов в странах, импортирующих капитал.

Изменилась роль государства в деле вывоза капитала. Государство - это крупнейший экспортер капитала, гарант вывоза частного капитала (в промышленно развитых странах созданы специальные государственные организации, занимающиеся страхованием экспортных кредитов), создание международных валютно-кредитных организаций (МВФ, МБРР, МФК, MAP, ЕБРР и др.).

Происходило взаимопроникновение капитала в промышленно-развитых странах (70% всех долгосрочных капиталовложений) на макро и микроуровнях.

В 60-70-е годы центром притяжения капитала являлась Западная Европа, а в 80-е годы - США, благодаря политике Р. Рейгана, направленной на повышение процентной ставки.

Причинами взаимопроникновения капиталов промышленно развитых стран явились:

ухудшение инвестиционного климата в развивающихся странах;

в промышленно развитых странах легче создать в обрабатывающей промышленности крупномасштабное производство наукоемкой продукции, которое обеспечено высококвалифицированными кадрами, финансовыми средствами и имеет емкие внутренние рынки;

развертывание НТР. С целью доступа к передовой технологии промышленно развитых стран там создаются филиалы, совместные предприятия и др.;

желание мелких и средних фирм обойти таможенные барьеры интеграционных группировок, затрудняющих ввоз товаров из третьих стран, и желание получить максимально высокую прибыль.

Перекрестное движение капитала между промышленно развитыми и развивающимися странами (преимущественно это нефтедобывающие страны ОПЕК) дает развивающимся странам высокие доходы, а также укрепляет их экономическую взаимосвязь с промышленно развитыми странами.

Экономические последствия вывоза капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся страны:

для промышленно развитых стран вывоз капитала способен приводить к некоторому застою, так как уменьшает их инвестиционные возможности. Но, с другой стороны, создает возможность получить серьезную экономическую выгоду (например, когда условием займа становится расходование его части на покупку товаров в стране-кредиторе);

для развивающихся стран - это создание препятствий росту национального капитала, поддержка одностороннего сырьевого развития народного хозяйства путем прямого очевидного ограбления.

Движение капитала между промышленно развитыми странами усиливает конкуренцию и побуждает национальную промышленность подтягиваться до уровня промышленности передовых стран.

Вывоз капитала становится непосредственным неблагоприятным фактором для его ввоза только при определенных, исключительных обстоятельствах и в силу присущего ему демонстрационного эффекта. Это происходит тогда, когда он осуществляется в форме чрезмерного и массированного движения капитала за границу, которое можно охарактеризовать как массовое его бегство. В этом случае вывоз капитала действительно воздействует на иностранных инвесторов, поскольку они рассматривают его в качестве показателя, определенного критерия того, что инвестиционный климат в стране не является приемлемым.

Экспорт российского капитала можно разделить на три составляющие. Первая представляет собой незаконный вывоз. Это - переправка за границу (путем использования разнообразных, в основном нелегальных, способов и приемов) теневого капитала, нажитого преступным путем. Особенностью такого вывоза является то, что он, не связан с инвестиционным климатом в стране, а является элементом системы незаконного присвоения доходов. Криминальный капитал ищет место своего обитания подальше от страны происхождения, законы которой он нарушил, и где для него всегда по этой причине существует опасность изъятия государственными органами.

Вторая составляющая - это вывоз законно полученных доходов, которые стремятся за границу в силу неблагоприятного инвестиционного климата в стране и неверия в перспективы стабильной и эффективной работы на отечественном рынке, неустойчивой социально-политической обстановки, угрозы враждебных слияний и поглощений агрессивным криминальным бизнесом, стремления иметь за рубежом своего рода страховые резервы на случаи воздействия на деловую активность компаний разного рода неблагоприятных факторов и т.д.

Третья составляющая - вывоз капитала, связанный с необходимостью инвестиций за границей, для продвижения российских товаров и услуг на мировых рынках, создания там дочерних компаний и других структур, занимающихся рекламой, информационными услугами, переработкой сырья и полуфабрикатов, поставляемых из России, и реализацией соответствующей продукции Ходов Л. О вывозе российского капитала за рубеж и привлечение иностранного капитала в Россию // Вопр. экономики. - 2009. - N 9. .

Государственное регулирование должно всеми силами, вплоть до жестких репрессивных мер, препятствовать вывозу капитала первого вида, тормозить (насколько это возможно в рамках существующих мер регулирования и законности) развитие тенденций вывоза второго вида и способствовать эффективной реализации за рубежом российского капитала, экспортируемого в целях укрепления позиций российских транснациональных компаний на мировых рынках товаров и услуг.

Нельзя, к сожалению, сказать, что эти задачи решаются успешно. Вывоз капитала в последние годы держится на крайне высоком уровне, сравнимым с потребностями России в средствах для амортизации производственных фондов. Приблизительная оценка ежегодно вывозимого капитала составляет колоссальную сумму - 20-25 млрд. долл. (с учетом не фиксируемой официальной статистикой значительной части нелегального вывоза). И это несмотря на то, что до 2004 года в России действовала система регулирования вывоза капитала, которая включала в себя комплекс ограничений и запретов. Последние относятся как к сфере внешней торговли, так и к валютным операциям, которые, как известно, подразделяются нашим законодательством на текущие и капитальные.

Ограничения и запреты, действующие во внешней торговле, направлены на пресечение контрабандного импорта и экспорта, недопущение вывоза какого-либо продукта (например, стратегического сырья), соблюдение соответствия потоков товаров, предъявляемым органам контроля документам на вывозимые и ввозимые товары, соблюдение относящегося к торговым операциям российского законодательства.

Валютные ограничения, состоящие из административных и законодательных запрещений и регламентации валютных операций граждан и организаций, резидентов и нерезидентов, обычно направлены на поддержание оптимальной структуры платежного баланса и валютного курса, а также на концентрацию в руках государства валютных резервов, которые накапливаются для обеспечения финансовой стабильности государства, достижения других важнейших целей, государственной экономической политики. Одна из особенностей современной российской экономики состоит в том, что непродуманные экономические реформы породили гигантский отток капитала из России, который может поставить под вопрос будущность самого государства. Поэтому объективно на первое место в перечне задач валютного регулирования выходит задача существенного сокращения данного оттока.

Действовавший до сих пор конкретный механизм регулирования и контроля за вывозом капитала осуществлялся следующим образом. Экспорт капитала в виде проведения капитальных операций (различного рода инвестиции и операции, связанные с кредитованием на срок более 180 дней) преимущественно производился в соответствии с разрешениями Центрального банка и согласно порядку, который он устанавливал. Центральный банк анализировал обоснованность операций и их соответствие государственным интересам и нормам права. Работа коммерческих банков контролировалась Центральным банком, и это давало определенные гарантии, что капитальные операции будут проведены на основе официальных разрешений.

В связи с этим основная масса вывоза, особенно незаконного, приходилась на текущие валютные операции, которые российским законодательством было разрешено проводить без ограничений. К текущим операциям относятся: платежи и расчеты за поставляемые товары и услуги, расчеты неторгового характера, выплата процентов и дивидендов по банковским счетам, кредитам, инвестициям в ценные бумаги и в уставный капитал предприятий и организаций, движение краткосрочного ссудного капитала и т.д. Утечка национального капитала происходила (и в значительной части происходит и сегодня), в частности, под видом оплаты заграничных информационных и интеллектуальных услуг, непоступления валютной выручки экспортеру или товаров импортеру, расчетов за товары и услуги по высоким ценам или, наоборот, продажи товаров по низким ценам, выдачи кредитов российскими банками нерезидентам, выдачи кредитов иностранными контрагентами под высокие проценты и т.д.

Развитие системы валютного регулирования после начала экономических преобразований в нашей стране происходило, прежде всего, в результате постоянного совершенствования Центральным банком и правительством России механизмов противодействия бегству капиталов. В первой половине 90-х годов экспортеры российского капитала использовали для переправки капитала за границу преимущественно такой метод, как невозврат выручки от экспорта товаров.

До 1994 года невозврат экспортной выручки достигал, согласно некоторым оценкам, 50-70% от стоимости экспортированных товаров. В результате ужесточения контроля над экспортом, введения паспорта сделки с описанием особенностей экспортных контрактов, их стоимости и сроков реализации невозврат существенно сократился. В 1995 году он составлял уже не более 4%. К этому времени российские предприятия и организации, занимавшиеся незаконным вывозом капитала, `перепрофилировались` на предоставление зарубежным контрагентам авансов по неисполняемым импортным контрактам. Банк России и Государственный таможенный комитет в ответ на это разработали инструкцию, в которой определялись меры контроля за импортными операциями, что существенно снизило возможности экспорта капитала по этому каналу. После дефолта, усилившего бегство капиталов, Центральным банком был введен порядок резервирования рублевых депозитов в размере 100% от суммы предоплаты за импорт товаров. Уполномоченные банки были обязаны сохранять депозит до предоставления документов о поступлении импортных товаров на территорию России. Эта мера резко сократила суммы авансовых платежей за импорт, с помощью которых из страны уходила значительная часть национального капитала.

В ответ многие экспортеры капитала начали прибегать к другим приемам. В частности, значительное распространение получило манипулирование внешнеторговыми ценами, а также контрактами на покупку за рубежом работ и продуктов интеллектуальной деятельности. Проверка обоснованности как цен, так и подобных контрактов представляется довольно сложным делом, и этим широко пользуются предприниматели, переводящие огромные суммы за границу.

В период, предшествовавший вводу нового, более либерального валютного законодательства, в средствах массовой информации усилилась критика политики использования валютных ограничений для сдерживания оттока капиталов за границу. При этом в качестве аргумента отмечался факт продолжающегося его вывоза, несмотря на применение ограничений. Интересно, что и в Правительстве, и в Государственной Думе данный аргумент также постоянно использовался теми, кто `проталкивал` валютную либерализацию. Однако он не является серьезным основанием для ликвидации ограничений. Упразднение ограничений неизбежно приведет к еще большему оттоку капиталов.

Во-первых, как показывает практика использования валютных ограничений в нашей стране, как и в других странах, при их введении вывоз капитала уменьшается. В России он существенно сократился в 1994 году в связи с ужесточением контроля за товарным экспортом, а также в 1998 году в результате введения более жестких мер регулирования и контроля за платежами по импорту. Правда, по мере адаптации предпринимателей к изменившимся нормам регулирования, впоследствии каждый раз происходило нарастание вывоза капитала. И все же в течение определенного периода удавалось его сдерживать. Таким образом, опыт регулирования показывает, что валютные ограничения могут быть вполне эффективными, но только в том случае, если они оперативно реагируют на новые технологии и приемы незаконного экспорта капитала, то есть видоизменяются и совершенствуются в соответствии с новыми условиями.

Во-вторых, наличие ограничений сдерживает экспорт капитала тех предпринимателей, которые являются законопослушными и не пользуются всякого рода уловками для того, чтобы обойти закон. Поэтому их отмена неизбежно увеличит число экспортеров капитала; объемы вывоза в таком случае возрастут.

Однако, ныне взят курс на либерализацию валютного режима страны и отмену созданной за десятилетие системы валютных ограничений. Правительство, как ни странно, в этом видит средство для привлечения инвестиций. Оно считает, что Россия в результате будет более привлекательной для иностранных инвесторов: отсутствие ограничений для вывоза капитала усилит доверие к России как объекту вложений. Заблуждение правительства заключается в том, что оно смешивает совершенно разные вещи: вывоз капитала со стороны российских предпринимателей и вывоз, осуществляемый иностранцами.

Для иностранцев, конечно, необходим свободный режим. Но он, в сущности, существовал и в рамках прежнего законодательства, которое не содержало значительных препятствий для вывоза. Были, правда, незначительные ограничения, связанные с установлением определенных сроков проведения конверсионных операций, что было направлено на предотвращение обвала российского фондового и валютного рынков. Но если какой-либо иностранец имел намерения вывезти капитал из России, никто ему в этом помешать не мог, если он это делал в пределах инвестированного когда-то капитала и полученной в результате его применения прибыли.

Другое дело - национальный капитал. Для его вывоза необходимы действенные валютные ограничения. И они никоим образом не могут уменьшить доверие иностранных инвесторов к России. Напротив, если меры по сдерживанию вывоза капитала российскими предпринимателями окажутся эффективными, то это ослабит негативный демонстрационный эффект воздействия на иностранных инвесторов Петров Ю. Вывоз капитала и налоговый потенциал российской экономики // Рос. экон. журн. - 2009. - N 10. .

Конечно, тут возникает вопрос о том, как долго следует поддерживать валютные ограничения? Ответ определяется теми предпосылками, которые обусловливают их применение. Они нужны, видимо, до тех пор, пока имеет место массированный вывоз капитала или реальной является опасность такого вывоза. Но это означает, что временные рамки ограничений зависят от инвестиционного климата. Ограничения могут быть сняты тогда, когда для российских предпринимателей станут более выгодными вложения денег в национальную экономику, нежели в компании и ценные бумаги за рубежом, а также тогда, когда будет разрушена система теневого и полутеневого присвоения доходов российскими предпринимателями, которая включает в себя в качестве необходимого элемента вывоз капитала за границу. Если удалось бы сдержать отток связанного с этой системой капитала, то можно было бы прогнозировать увеличение в деловой жизни России доли легального бизнеса и рост внутренних инвестиций, по крайней мере, в форме возрастания объемов самофинансирования предприятий. Рост же внутренних инвестиций способен улучшить общую конъюнктуру в стране и сделать ее более привлекательной для иностранных инвесторов.

Российское же правительство вводит новое, более либеральное валютное законодательство, которое, как оно считает, поможет сделать рубль полностью конвертируемой валютой. В самом общем плане либерализация валютного режима будет осуществляться по следующим направлениям.

Новая версия отменяет применявшийся ранее принцип приобретения экспортерами иностранной валюты в соответствии с заключенными контрактами. Другими словами, сейчас предприниматель может приобрести любую сумму валютных средств. Это положение означает явное ослабление контроля за валютными операциями, оно в значительной степени облегчает вывоз капитала.

Новое законодательство кардинально меняет также механизм регулирования валютных операций, связанных с движением капитала. Устраняются действовавшие ранее ограничения по операциям капитального характера, связанным с долгосрочным кредитованием, вложениями в акции и паи иностранных предприятий и организаций, другие ценные бумаги, заграничную недвижимость и т.д. Прежде всего, речь идет о том, что новый закон ликвидирует порядок обязательного индивидуального рассмотрения целесообразности проведения данных операций и выдачи соответствующих разрешений. Таким образом, закон говорит предпринимателям, что вывозить капитал (конечно, если он имеет легальный характер, очищен от обязательств по фискальным платежам) теперь нет необходимости путем использования разных мошеннических схем при проведении текущих валютных операций. Приобретенную иностранную валюту свободно и открыто, не спрашивая ни у кого разрешений, можно вкладывать в разнообразные инвестиционные объекты.

Правда, до 2007 года, Закон вводит ограничения иного рода, предоставляя Правительству и Центральному банку право (исходя из конкретной ситуации, сложившейся в тот или иной период) затормозить интенсивность капитальных валютных операций и рост их объема путем использования комплекса мер. К таким мерам относятся: вве¬дение требований об открытии специальных счетов в уполномоченных банках, установление соответствующего режима счетов и проведение резервирования на определенный срок денежных сумм, исчисленных на основе установленной органами валютного контроля доли в процентах к стоимостному объему проводимой операции. Однако Закон содержит в то же время такие положения, которые даже такой мягкий режим сдерживания вывоза капитала делают абсолютно неработоспособным и чисто формальным.

Прежде всего, это проявляется в том, что предусмотренный Законом механизм резервирования по существу носит формальный характер. В самом деле, в случае, когда сделка имеет соответствующее обеспечение (банковская гарантия, страховка, аккредитив и т.д.), предприниматель в соответствии с Законом освобождается от резервирования. Понятно, что крупные структуры, занимающиеся вывозом капитала и имеющие, как правило, тесные связи с различными финансовыми организациями, способны без труда и с минимальными затратами получить подобное обеспечение.

Кроме того, резервирование и использование других ограничений (проведение операций через специальные счета в уполномоченных банках, установление специального режима счетов) не могут быть использованы на регулярной основе, а лишь в крайних случаях. Это вытекает из того обстоятельства, что новое валютное законодательство предусматривает применение ограничений ко всем субъектам валютно-обменных отношений и исключает их использование по отношению к отдельным предприятиям и организациям.

Иными словами, оно не учитывает различий в формах вывоза капитала: к вывозу капитала, необходимого для продвижения российских товаров и услуг за границей, например, не следует применять те же ограничения, что и для вывоза, осуществляемого, в частности, с целью полного сворачивания экономической деятельности в нашей стране и ее переноса в зарубежные страны. В связи с этим данные меры сдерживания оттока капитала будут, очевидно, использоваться Правительством и Центральным банком эпизодически, в чрезвычайных обстоятельствах массированного бегства капитала за границу. Их применение в нормальных условиях будет наносить вред торговой и иной экспансии российских предприятий за рубежом, а потому не может рассматриваться как полезная акция.

Во многом формальный характер новых ограничений связан также с тем обстоятельством, что новая версия Закона позволяет российским предприятиям и организациям открывать в заграничных банках счета (в сугубо уведомительном порядке, то есть без обращения за разрешением к российским органам валютного контроля) для осуществления расчетов с заграничными контрагентами и аккумулировать там выручку от экспорта. Поскольку такие банки находятся вне сферы действия российского законодательства, то и указанные ограничительные меры, очевидно, не применимы к средствам на этих счетах. Это делает использование валютных ограничений малоэффективным. Более того, их введение может породить ситуацию роста экспорта капитала, вместо его сокращения, поскольку для российских экспортеров будет предпочтительней вести расчеты с помощью счетов, открываемых в заграничных банках, а не на российской территории. Экспортная выручка, превышающая суммы, подлежащие обязательной конвертации в российскую валюту, в значительной части, очевидно, будет оставаться за границей и использоваться там, в том числе, в качестве инвестиций.

Возможность для российских предприятий пользоваться расчетными счетами в иностранных банках не только подрывает основы регулирования вывоза капитала за границу, но чревато также рядом других отрицательных для нашей экономики последствий. К таким последствиям следует отнести, в частности, ухудшение условий для государственного мониторинга и контроля за миграцией российского капитала за границу, поскольку иностранные банки действуют, как правило, вне пространства, контролируемого российскими органами валютного регулирования.

Можно прогнозировать и относительное сокращение ввоза иностранной валюты в страну, а, следовательно, и масштабов операций на валютных рынках России, и темпов накопления государственных валютных резервов. В результате уменьшится способность государства воздействовать на курс рубля в целях проведения той или иной экономической политики.

Кроме того, видимо, станут более сложными условия деятельности российских коммерческих банков. Сократятся возможности роста их ресурсной базы в результате перемещения определенной части активов российских предпринимателей на счета иностранных банков. А это, безусловно, скажется негативно на прибыльности и на процессах капитализации российской банковской системы, чем, в последние годы были весьма озабочены российские власти.

Однако, несмотря на неадекватный для нашей экономики характер нового валютного законодательства, его, тем не менее, в ускоренном порядке принял парламент страны. Думается, что это обусловлено рядом причин. Первая состоит в том, что значительная часть правящей политической элиты страны все еще не находится в плену либеральной догмы, утверждающей полезность всякого сокращения участия государства в регулировании экономической жизни вообще и валютных отношений, в частности.

Следующая причина заключается в неспособности государственной власти привести в действие эффективные административные и экономические механизмы противодействия утечке российского капитала за границу. В решающей степени этому способствует лоббирование интересов крупного бизнеса, прежде всего олигархических кругов, связанных с экспортом продукции сырьевого сектора, в средствах массовой информации, Правительстве и Парламенте. Для российских предпринимателей новое законодательство, открывающее свободный выход капитала за рубеж, является `царским подарком`. Хотя для экономики страны в целом, оно не несет ничего хорошего. Несложно предвидеть, что наметившееся в последнее время сокращение вывоза капитала будет вновь поставлено под большой вопрос, ибо явно ухудшатся условия государственного контроля за нелегальной миграцией капитала.