Дебетовые

Сепаратная денежная реформа. Берлинский кризис. Экстремизм – крайняя форма традиционализма

Кризис назревал давно, со времени разделения Берлина на 4 сектора. Непосредственным прологом к нему стало проведение западными державами в своих оккупационных зонах сепаратной денежной реформы. Реформа была нужна, так как Германия была завалена абсолютно обесценившимися рейхсмарками. СССР выступал за проведение реформы во всех зонах одновременно, путем создания общегерманского финансового департамента и центрального эмиссионного немецкого банка.

Как пишет в своих мемуарах Л. Клей, с октября 1947 г. в США начали тайно печататься новые немецкие марки и к концу того же года 30 вагонов новых денежных знаков были в условиях большой секретности доставлены в Западную Германию. Готовились к проведению денежной реформы и в советской зоне, но американцы сработали оперативнее. Сепаратная денежная реформа в западных зонах и распространение ее 23 июня 1948 г. на западные секторы Берлина резко обострили обстановку в Германии. Поток обесцененной валюты грозил хлынуть в советскую зону, вызвать инфляцию и дезорганизацию экономики. В качестве защитной меры СВАГ объявила о запрещении ввоза в советскую зону, а соответственно, и в Берлин, как старых, так и новых «западных» марок. В советской зоне была срочно введена своя марка.

В ночь с 23 на 24 июня 1948 г. советские войска начинают блокаду Западного Берлина, отрезав связывавшие его с Западной Германией железнодорожные, водные и автомобильные пути. Прекратилось снабжение города электроэнергией и продовольственными товарами из советской зоны. Маршал Соколовский открыто заявил, что эти «технические трудности» будут иметь место до тех пор, пока США, Англия и Франция не откажутся от своего проекта создания «трех-зонного правительства». Оккупационные власти Тризонии ответили контрмерами, запретив западногерманским фирмам торговлю с советской зоной.

Итак, в Германии появились две валюты, сложились «двойные» цены, разрушались основы свободного передвижения населения и товаров, разрывались традиционные экономические связи. Сталин посчитал введение в обращение немецкой марки в западных секторах Берлина удобным поводом для блокады, а затем и для присоединения западной части города к советской зоне оккупации. Ведь Западный Берлин был анклавом внутри советской зоны, отстоявшим от ближайшей точки английской зоны на 260 км. Но одним из основных мотивов блокады (как в дальнейшем, и при возведении стены в 1961 г.) стали прозападные настроения многих восточных немцев.

Пропаганда стран Запада начала массированную атаку против «агрессивных намерений» СССР. В правящей элите США нашлись люди, которые выдвинули лозунг «Берлин стоит войны!». В штабе генерала Л. Клея строились планы прорыва блокады с помощью танков. По указанию министра обороны США Дж. Форрестола в Англию были срочно переброшены 90 бомбардировщиков дальнего радиуса действия. Им же была вынесена на рассмотрение действующим президентом США Г. Трумэном инициатива по использованию атомного оружия для разрешения Берлинского кризиса. Трумэн не поддался атомному психозу, но 20 июля 1948 г. он твердо заявил, что союзникам нельзя отказываться ни от Западного Берлина, ни от создания западногерманского государства.

Конфронтационное мышление тогдашних лидеров -- Сталина и Трумэна, а также их союзников -- толкало всех на поиск военных путей разрешения конфликта. На блокаду Западного Берлина советскими войсками Запад ответил неординарно -- созданием «воздушного моста». На протяжении 318 дней, до 12 мая 1949 г., снабжение Западного Берлина обеспечивалось по воздушному мосту, организованному США и Англией. Это была эффективно действующая Система, по которой транспортными самолетами в Западный Берлин было переброшено около 1,5 млн т продовольствия, медикаментов, стройматериалов, угля и много другого.

Всего было осуществлено 195 тыс. рейсов. В среднем через каждые 3 минуты в Западном Берлине приземлялся самолет западных союзников. На Пасху 15-16 апреля 1949 г. был устроен демонстративный «пасхальный парад», когда американские и английские самолеты взлетали беспрерывно. В течение 24 часов они совершили 1344 рейса и доставили в Западный Берлин 12 тыс. т грузов.

Конечно же, западноберлинцы с нетерпением ждали эти рейсы. Однако преодоление блокады с помощью воздушного моста в историографии часто изображается односторонне -- как успешная и героическая акция, которая спасла жителей Западного Берлина от голода, то есть как моральная победа Запада. Весьма распространена и точка зрения, согласно которой именно советская блокада развеяла последние сомнения западных стран относительно необходимости создания западногерманского государства.

Однако здесь возникает ряд вопросов: кто больше виноват в Берлинском кризисе 1948 г. -- СССР или Запад? Почему ни советскими, ни западными политиками не были использованы более адекватные в той ситуации меры? В результате блокады Берлин оказался в центре мировых интересов, проблемой начал заниматься Совет Безопасности ООН. 12 мая 1949 г. по приказу советского руководства блокада была снята. Но до сих пор неизвестна ее настоящая цель: или принуждение союзников к общей политике в германском вопросе или -- как сказал Сталин своим собеседникам Пику и Гротеволю -- изгнание союзников из Берлина.

Но Берлинский кризис обострил до предела международную ситуацию, стал одним из первых крупных кризисов холодной войны. Он ясно показал, что США и их союзники не могут изменить политику СССР в Восточной Германии, а СССР не может повлиять на политику, проводимую США и их союзниками в Западной Германии. Возник тупик, и последними логическими шагами, которые предопределили раскол Германии, стали создание СССР и его союзниками Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г., а в апреле 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО) под эгидой США.

Таким образом, одной из главных предпосылок раскола Германии стала «холодная война». Хотя формально союзники и не отменяли решений, принятых в Потсдаме, но на деле в каждой зоне проводилась политика, отвечавшая геополитическим интересам Вашингтона, Лондона, Парижа и Москвы.

Определенную роль в расколе Германии сыграла и формирующаяся немецкая политическая элита западной и восточной зон оккупации. И та, и другая прекрасно понимали, что вывода оккупационных войск и свободных демократических выборов в обозримом будущем не будет. Обе хорошо осознавали, что они «не поместятся» на одном политическом пространстве единой Германии. Так, в общем-то, и произойдет в 1990-м г., ну а в конце 1940-х гг. одна часть политической элиты западных зон начинает ориентироваться на идеи «Объединенной Европы»; другая -- на идеи возрождения рейнского сепаратизма. Приверженцами «европеизма» были известные ученые и политики: философ Карл Ясперс (1883-1969), историк Ханс Ротфепьс (1891-1976), лидер ХДС Конрад Аденауэр, один из лидеров социал-демократии Карло Шмид (1896-1979)и др.

Еще в мае 1945 г. крупный немецкий промышленник Ф. Тиссен и некоторые другие «рейнские политики» опять выдвинули идею создать из части Западной Германии небольшое «независимое Рейнское государство» под покровительством Франции. Надо сказать, что К. Аденауэр от этого «второго рождения» рейнского сепаратизма сразу дистанцировался. Свою прозападную и федералистскую позицию, которой он придерживался до конца, Аденауэр сформулировал уже 5 октября 1945 г., заявив в одном из интервью, что лучше всего было бы как можно быстрее образовать из трех западных зон федеративное государство и тесно связать его с экономикой Франции и Бельгии.

Опять заявил о себе и баварский сепаратизм. Так, в программе Баварской партии, которая была принята в июне 1949 г., фигурировало требование создания «самостоятельного, жизнеспособного баварского государства». В 1947-1948 гг. обсуждалась и идея «нейтрализации Германии» под эгидой ООН.

Немецкая политическая элита советской зоны в массе своей была воспитана в правоверном коммунистическом духе, мыслила категориями мировой революции, находилась в постоянном страхе перед сталинскими репрессиями и единую Германию могла представлять только «советской социалистической республикой». Но, поскольку в условиях оккупации западной части страны англо-американо-французскими войсками это было невозможно, видела свою номенклатурную выгоду в создании на востоке Германии «первого немецкого государства рабочих и крестьян».

Борьба политических интересов на территории Германии. Первой пробой сил в великом противостоянии двух миров стал Берлинский кризис 1948 г. Согласно решениям Ялтинской и Потсдамской конференций союзников был разработан международный правовой статус послевоенной Германии и Берлина. Столица германского рейха была поделена на четыре зоны оккупации: английский, американский, французский и советский сектора. Стороны оговорили, что все действия в отношении оккупированных территорий будут предприниматься совместно. Уже в первые месяцы по окончании войны стало очевидно, что тщательно разработанные и согласованные положения конференций союзников «по германскому вопросу» не более чем декорация. На территории Германии развернулась ожесточенная борьба политических интересов. Каждая из противоборствующих сторон стремилась использовать в свою пользу все обстоятельства: от вполне легальной деятельности партий и профсоюзов до откровенного шпионажа и провокаций.

Денежная реформа в Западной Германии. Шаткий баланс интересов был нарушен летом 1948 г. Вопреки Потсдамским договоренностям союзники провели в своей зоне оккупации (в Западной Германии) денежную реформу. Переговоры союзников о единой денежной реформе ни шатко ни валко велись, начиная с 1947 г., в Союзном контрольном совете. Не добившись понимания, западная сторона, с одобрения и при активном участии США, предприняла сепаратную денежную реформу в своей зоне оккупации, объявив об этом советским «коллегам» за два часа до ее начала. Реформа была проведена на высоком уровне и, конечно, способствовала стабилизации экономики Западной Германии, но не ничем не обеспеченная денежная масса хлынула в советскую зону оккупации, включая Берлин.

«Самоблокада» Берлина. Принять адекватные экономические меры советская сторона не сумела. Западная марка быстро завоевывала валютный рынок, производя полный экономический хаос в Восточной части Германии. Не совладав с создавшейся ситуацией экономическими методами, советское руководство предприняло силовые действия, блокировав Западный Берлин. Для «широкой общественности» в ход был пущен неуклюжий пропагандистский штамп о «самоблокаде» Берлина. Дескать, население Западного Берлина, науськиваемое империалистами, голодает намеренно, чтобы опорочить таким манером великое дело социализма. СССР действительно предлагал берлинцам продовольственную помощь, но на условиях, заведомо неприемлемых.

Западный Берлин оказался в исключительно тяжелом положении. Нехватка электроэнергии привела к параличу промышленности, массовой безработице, не хватало продуктов питания. К чести берлинцев они не поддались откровенному шантажу со стороны советского руководства и немецких прокоммунистических кругов.

Ответные меры. Блокада Берлина вызвала ответные меры. Западная пресса пестрела угрожающими заявлениями: «В наших руках решающие козыри. Наша сторона, а не Советский Союз обладает атомным оружием и могла бы… буквально стереть с лица земли мощь советского Союза», - кровожадно призывала одна из английских газет. Трумэн еще в начале берлинского кризиса демонстративно приказал перебросить в Западную Германию тяжелые атомные бомбардировщики. Западные страны, прежде всего США, организовали «воздушный мост» в Западный Берлин для поставки продовольствия. Эта помощь была мизерной, город оказался на грани физического вымирания.

Образование двух Германий. Достигнутое под давлением СССР 30 августа 1948 г. четырехстороннее соглашение о восточно-европейской марке как единственной немецкой валюте оказалось фикцией. Уже в марте 1949 г. западно-берлинские власти дезавуировали соглашение и ввели западно-германскую марку как «единственную платежную единицу». Долгие переговоры между бывшими союзниками оказались бесцельными. Лишь к осени 1949 г. многомесячное балансирование на грани войны разрешилось образованием двух Германией.

Создание СССР ядерного оружия. 1949 г. - рубежная дата в формировании противоборствующих военно-политических систем. Западный мир получал одну за другой существенные пробоины. Раскол Германии, национальное движение в Индии, образование коммунистического Китая, начало войны в Корее. Но самым грандиозным ударом было известие о создании в СССР ядерного оружия. Сказать о том, что Западный мир был потрясен этим фактом, - значит, не сказать почти ничего. Это было даже не потрясение, а контузия с тяжелыми последствиями. Первое удачное испытание советской атомной бомбы (кстати, рядовые участники испытаний не были предупреждены о последствиях облучения) кардинально меняло расстановку сил в мире. Это обстоятельство давало новые козыри советскому руководству и заставляло США c союзниками изыскивать новые средства для утверждения собственных истин в мире. Одним из способов мобилизации сил и ресурсов западных стран стала организация НАТО. В ответ Сталин успешно проводил свою линию в отношении лидеров «демократических» стран Восточной Европы (за исключением неожиданно «взбрыкнувшего» диктатора Югославии Иосипа Броз Тито, зачисленного советской пропагандой в пособники фашистов), Китая.

К началу 1950-х гг. «холодная война» стала общепризнанной реальностью послевоенного мира.

Сепаратная денежная реформа и блокада Берлина – начало раскола Германии.

Классификация консерватизма и либерализма (Белл).

Экстремизм – крайняя форма традиционализма.

Либертализм – человек единоличный хозяин своей жизни, может делать с ней всœе, что захочет, пока не вмешивается в жизнь других.

Общество – механизм из индивидов, упор на индивида. Крайняя форма – анархолибертализм. Максимальная свобода рынка.

Либерализм .

К. XIX-начало XX – рубеж эволюции традиционного либерализма. Он эволюционирует в сторону позитивной роли государства.

Кризис 1929-1933 – кризис традиционного либерализма. Включение в либерализм кейнсианства. Традиционно к либералам относят ХД (Италия), ШНП (Швейцария), СВДП (ФРП). Сейчас либералы делают упор на государство благосостояния.

1. Либеральные консерваторы – свобода рынка и право отдельного индивида распоряжаться своей жизнью

2. Консервативные консерваторы

3. Либеральные либералы – большие расходы на гос. программы, защита прав и свобод человека

4. Консервативный либерал – смешанная экономика.

14. Политическое и социально-экономическое развитие Великобритании в 1945-1979-х гᴦ. XX в.

Итоги IIМВ двойственные:

· Потери в 3 раза меньше, чем в IМВ

· Военные действия не территории Великобритании не велись

· Небольшое падение производства

· Вырос внешний долг

· Потеряна часть торгового флота

· Ухудшилась связь с колониями

· 1/3 убитых рыбаки и моряки

· Распалась правящая коалиция

1945 – выборы, консерваторы – Черчилль ʼʼДекларация политики мистера Черчилляʼʼ

Лейбористы – программа реформ, государство всœеобщего благосостояния при расширении гос. регулирования.

Премьер-министр – Клемент Эттли

16. Политическое и социально-экономическое развитие ФРГ в серединœе 40-х 50-х годах.

Широкие массы населœения деморализованы. Германия разделœена на 4 зоны оккупации.

Берлин поделœен на 4 сектора. Для управления страной создан четырехсторонний Союзный контрольный совет и зональные администрации.

Их задачи:

· Денацификация

· Демилитаризация

· Демократизация

· Декартелизация

Низкий уровень промышленного производства.

1945 – 12% от уровня 1936ᴦ.

Процветание черного рынка. Германия превращалась в общество примитивного натурального обмена.

Массы немецкого населœения были выселœены с территорий, отошедших к Польше, из Судет и Венгрии => сельская местность перенаселœена.

Г. Моргентау (министр финн. США) и Р. Ванситарт (брит. политик) – превратить Германию в аграрное государство, ослабить как противника США и Англии.

Единомышленники Трумэна – сохранение достаточно сильной Германии – взяли верх.

Франция хотела максимального ослабления Германии. В стране объявлен ʼʼполитический карантинʼʼ.

1946 – восстановление КП Германии.

СДПГ – О. Гротеволь. Воссоздана в 1945ᴦ.

ПЦ взяла курс на создание новой организации, основанной на биконфессиональной базе –ХДС. К.Аденауэр – председатель ХДС британской зоны.

1946 – в Баварии появляется ХСС, ʼʼсодружествоʼʼ с ХДС.

1947 Аленская программа ХДС . Требования ʼʼсоциализацииʼʼ ключевых отраслей промышленности, соучастия рабочих в управлении предприятиями.

1947 – во Франкфурте-на-Майне образовано ʼʼРабочее содружествоʼʼ трех зон.

1949 – Федеральный союз германской промышленности.

Объединœение немецких профсоюзов – Г.Бёклер.

Выборы в ландтаги 1946-1947гг:

ХДС/ХСС – правительства в 6 землях

СДПГ – правительства в 5 землях

В первые послевоенные годы было неясно, кто возьмет верх: консервативные или демократические силы.

Решение Потсдамской конференции – ликвидация монополистических структур германской экономики. 1946 – ʼʼОпекунское соглашениеʼʼ (Англия) во главе с Г.Динкельбахом. Под его контролем находились декартелированные шахты и металлургические заводы Рура. Некоторые концерны взяты под контроль оккупационных властей, а впоследствии возвращены прежним владельцам.

Аграрная реформа. Ограничена. Малая доля земли отдана переселœенцам.

Не была последовательно проведена денацификация. Ее осуществляли те же судьи и прокуроры, что служили при Гитлере.

1945-1946- суровая зима, США предлагают создать общегерманский экономический орган.

1 января 1947 – двухзональное экономическое объединœение Бизония (Англия и США). Французская зона присоединилась в 1949 году.

5 июня 1947 – обнародован план Маршалла. США боялись, что в условиях лишений и нищеты населœение повернется к коммунизму.

В магазинах появилось продовольствие, почти исчез черный рынок, деньги снова имели значимость.

В ответ в советской зоне введена своя марка => обострение проблемы Берлина.

24 июня 1948 – советские оккупационные власти блокировали всœе желœезнодорожные, шоссейные и водные пути, ведущие с запада к Берлину.

СЩА и Англия ответили воздушным мостом.

Май 1949 – советское руководство сняло блокаду Берлина, т.к. она не умела успеха и западные товары всœе равно поступали в Берлин.

Осень 1948 – образован Парламентский совет из представителœей ландтагов (по требованию западных держав). Представлял не всю Германию. Задача – Конституция. Рассматривалась временной и была названа Основным законом . США, Англия и Франция оставляли за собой право контроля над внешней политикой и внешней торговлей Германии - ʼʼОккупационный статутʼʼ. Контроль над Руром – особый международный комитет.

14 августа 1949 – первые выборы в бундестаᴦ. ХДС/ХСС – 139 мандатов, СДПГ – 131 мандат, СвДП (Свободная демократическая партия) – 52 мандата͵ Баварская партия – 17, Немецкая партия – 17, КПГ – 15.

Сепаратная денежная реформа и блокада Берлина – начало раскола Германии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сепаратная денежная реформа и блокада Берлина – начало раскола Германии." 2017, 2018.

До 70-х гг. XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты) базировались на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а стоимость между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, в обращении находились также банкноты и бумажные деньги.

Политическое объединение немецких земель и образование в 1871-1873 гг. Германской империи привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме: была введена новая денежная единица - рейхсмарка с золотым содержанием в 0,358423 г чистого золота.

С началом Первой мировой войны были отменен золотомонетный стандарт и прекращен размен банкнот Рейхсбанка на золото. Денежная система Германии стала главным источником финансирования войны. Во время и особенно после войны активно использовалась бумажно-денежная эмиссия, что вызвало гиперинфляцию в стране: осенью 1923 года объем бумажных денег в обращении достиг 496 квинтиллионов марок, а рейхсмарка обесценилась в 1,6 трлн. раз по сравнению с довоенным уровнем. В 1924 году была проведена денежная реформа: новая рейхсмарка обменивалась в соотношении 1:1 трлн. старых. Был введен золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран-победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась на 40% золотом и иностранной валютой.

В период мирового денежно-кредитного кризиса 1929-1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменен и установлена система неразменных кредитных денег.

В годы Второй мировой войны денежная система Германии была занята ее финансированием. Законом 1939 года было введено новое покрытие банкнот Рейхсбанка - казначейские векселя. Во время войны количество денег в обращении возросло с 10,4 до 73 млрд. марок, т.е. более чем в б раз. Кроме того, на оккупированных территориях были выпущены оккупационные марки в объеме 84 млрд. марок.

После войны в экономике Германии царил хаос, территория, как и Берлин, была разделена на 4 оккупационные зоны (американская, английская, французская и советская). 21 июня 1948 года западные оккупационные власти провели сепаратную денежную реформу, поделившую (экономически) Германию на две части. В соответствии с реформой была введена новая денежная единица - немецкая марка (Дойче Марк). Право обмена одному человеку старых марок на новые было следующим: в пределах 60 марок обмен производился в соотношении 1:1, а остальные - в соотношении 10:1. В таком же соотношении были переоценены вклады в кредитных учреждениях, причем половина из них была затем зачислена на блокированные сче­та, 70% которых потом аннулировали. Таким образом, в целом переоценка денег была произведена в соотношении 6,5 новых марок к 100 старым. В мае 1949 года после принятия Конституции ФРГ в стране в соответствии с требованиями Бреттон-Вудской системы был установлен золотодолларовый стандарт, курс немецкой марки к доллару составил 3,33 марки за доллар США.

28 сентября 1949 года в период массовой девальвации валют немецкая марка также была девальвирована, ее курс был снижен до 4,20 марки за доллар США. В 1953 году ФРГ вступила в Международный валютный фонд (МВФ), который исходя из этого паритета зафиксировал золотое содержание марки в 0,211588 г чистого золота. В 1976 году МВФ отменил золотые паритеты, и немецкая марка потеряла связь с золотом. В стране установилась система не разменных на золото кредитных денег. Таким образом, до введения евро в 2002 году денежной единицей ФРГ являлась немецкая марка, которая состояла из 100 пфеннигов. В обращении находились банкноты Бундесбанка достоинством в 1000; 500; 200; 100; 50; 20; 10; 2 и 1 марку, а также монеты в 10; 5; 2 и 1 марку, 50; 10; 5; 2 и 1 пфенниг.

Наличный и безналичный оборот

Большую роль в регулировании денежного обращения в Германии сыграла антиинфляционная денежная политика Немецкого федерального банка, основная цель которой - обеспечение стабильности валюты. Данная цель была определена Конституцией страны и законами о Немецком федеральном банке 1957 и 1992 гг.

В соответствии с этим с 1975 года в ФРГ проводилось таргетирование, т.е. центральный банк устанавливал денежные ориентиры изменения показателей налично-денежной массы и затем кредитными рычагами регулирует находящуюся в обращении денежную массу. Так, в 1996 году денежный ориентир был установлен в пределах от 4 до 7% по агрегату М3, и денежная масса по этому агрегату возросла с 1257,7 до 1315,9 млрд. марок в течение 1996 года, или на 4,6%.

В 1995 году были установлены такие же пределы колебания денежной массы, однако и в первом и в четвертом кварталах они были превышены и составили соответственно 12% и 8,1%. Это объяснялось главным образом сильным ростом числа сберегательных вкладов и вкладов до востребования. На 1997 и 1998 гг. совет Немецкого федерального банка установил денежные ориентиры в пределах от 3,5 до 6,5%.

8 марта 1996 года во Франкфурте-на-Майне - крупнейшем финансовом рынке Германии на базе электронно-вычислительного центра EAF создано новое поколение EAF-2, представляющее собой более экономичную и менее рискованную систему расчетов. В 1996 году через систему EAF/EAF-2 было произведено около 19 млн. полностью автоматизированных перечислений на сумму свыше 153 410 млрд. марок, т.е. в среднем ежедневно 614 млрд. марок.

В сентябре 1996 года Бундесбанк в «Информационном письме о Европейском валютно-экономическом союзе» выступил с инициативой создания европейской автоматизированной системы расчетов ТАРГЕТ, в связи с чем центральные банки ЕС начали работу с Европейским валютным институтом по осуществлению данного проекта. В четвертом квартале 1996 года, центральные банки и Европейский валютный институт обсуждали также вопрос об участии в системе ТАРГЕТ центральных банков ЕС, не входящих в валютное пространство «евро», а также задачи будущего Европейского центрального банка.

Безналичный оборот ФРГ, кроме того, включает электронные деньги, которые приобретают все большее значение в национальном и международном обороте. Преимущество отдается «Ield-Karte», число которых к 1997 году достигло 58 млн. и продолжало постоянно расти.

В годовом отчете за 1996 год Бундесбанк отмечал, что расширение действия электронных денег затрагивает функции центрального банка как эмиссионного, валютного и расчетного центра, а также как участника надзора за деятельностью кредитных учреждений. Причем, отмечал далее Бундесбанк, эта тенденция характерна и для национальных и для мировых рынков, а также для Европейского валютного института и Банка международных расчетов в Базеле, который представляет собой центр 10 центральных банков.

Валютное положение Германии накануне введения евро

Платежный баланс Германии, который определяет валютное положение страны, сводился почти постоянно с положительным сальдо. Например, в 1996 году активное сальдо платежного баланса составило 34 626 млн. марок, что стало результатом активности внешнеторгового баланса (98 588 млн. марок). В то же время негативное воздействие на платежный баланс оказали услуги (52 327 млн. марок) и переводы (54 870 млн. марок). Баланс движения капиталов был сведен с положительным сальдо в 20 891 млн. марок.

В результате длительной активности платежного баланса золотовалютные резервы Бундесбанка к началу 1997 года составили 116 642 млн. марок, в том числе золото в сумме 13 688 марок. Активность платежного баланса и высокие золотовалютные резервы обеспечили прочные позиции марки на мировом рынке. Немецкая марка, первая из западноевропейских валют, получила полную обратимость 29 декабря 1958 года.

Сравнительно низкие темпы инфляции, почти стабильный платежный баланс и устойчивое валютное положение в условиях длительного запрета на производство и покупку вооружений стимулировали внешнеторговую экспансию концернов Германии и неоднократную ревальвацию марки.

Так, в рамках Бреттон-Вудского соглашения были проведены ревальвации марки в 1961 года на 5% к доллару США, в 1969 году - на 9,3%, в 1971 году - на 13,57%. Ревальвации марки ФРГ были проведены также в 1973 и 1976 гг., но не к доллару США, поскольку произошел крах Бреттон-Вудской системы, а к специальным правам заимствования - СДР.

Немецкая марка заняла господствующее положение в Европейской валютной «змее» (1971 год), на основе которой в 1979 году была создана Европейская валютная система. Почти ежегодно в ее рамках проводится ревальвация марки. На долю марки приходится 33% «корзины» ЭКЮ. В связи с этим Европейскую валютную систему (ЕВС) часто называют «зоной марки».

Внешняя стоимость немецкой марки к валютам ЕВС характеризовалась следующими данными (в 1972 году - 100):

  • французский франк - 212,3;
  • итальянская лира - 541,4;
  • голландский гульден - 111,9;
  • бельгийский и люксембургский франк - 148,5;
  • австрийский шиллинг - 97,3;
  • испанская песета - 422,3;
  • датская крона - 175,9;
  • финская марка - 235;
  • ирландский фунт - 282,6;
  • португальское эскудо - 1198,4.

Внешняя стоимость немецкой марки с 1972 года по август 1997 года возросла также по отношению к доллару США (на 74,9% и к английскому фунту стерлингов (на 156%), но снизилась по отношению к японской иене (на 67%) и швейцарскому франку (на 69%), что повысило конкурентоспособность товаров Германии на рынках этих стран.

С 1 января 1999 года была реализована программа третьего этапа Маастрихтских соглашений и введена новая валюта в Европе «евро», немецкая марка, 50-летие которой отмечалось в июне 1998 года уступила свое место этой новой денежной единице.

По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 622 с.

После крушения Третьего рейха, с его централизованной и до предела милитаризованной экономикой, естественно, встала проблема поиска таких путей экономического развития, которые позволили бы как можно быстрее восстановить хозяйство. Во всех зонах оккупации господствовало мнение, что это можно сделать лишь с помощью мер государственного регулирования. Идеи социализации присутствовали в программах почти всех политических партий.

Предложения преобразовать экономику с помощью свободного рынка не находили в первые послевоенные годы понимания и широкой поддержки. Но дилемма: или национализация, планирование хозяйства, государственный контроль, или же свободная конкуренция, рыночная экономика с элементами государственного регулирования стояла только в западных зонах оккупации. У советских оккупационных властей, поддержанных немецкими коммунистами и частью социал-демократов, сомнений не было: однозначный выбор был сделан в пользу первого варианта.

Восстановление экономики в западных зонах

Экономическая ситуация в 1945-1947 гг. была очень тяжелой. В 1946 г. объем промышленного производства по сравнению с довоенным уровнем составлял в западных зонах одну треть, выплавка стали сократилась в 7 раз, добыча каменного угля - в 2,2 раза. Значительных размеров (по некоторым данным - до 500 тыс. человек) достигла безработица.

Зато количество денег, которые находились в обращении, было в 5 раз больше, чем до войны. Карточная система и контроль над ценами не могли справиться с ситуацией, бушевал «черный рынок», процветал бартер. Весной-осенью 1946 г. официальный ежедневный рацион питания в западных зонах чуть превышал 1 тыс. калорий (примерно треть от нормы), а практически выдавалось еще меньше.

Больше всего страдали горожане, не имевшие родственников или хороших знакомых в деревне. Многие люди голодали, резко подскочила детская смертность и заболеваемость туберкулезом. Взрослый мужчина в американской зоне весил в 1946 г. в среднем 51 кг. Оккупационные власти были вынуждены ежегодно завозить в западные зоны продукты питания и самые необходимые предметы потребления на сумму около 1 млрд. долларов. Голод был физиологическим, политическим и культурным феноменом.

Главных причин для такого катастрофического положения со снабжением продовольствием было две: подрыв сельскохозяйственного производства в результате войны и приток 12 млн. переселенцев. Многие из них надеялись на получение земли. Но эти надежды не оправдались, ибо «аграрная реформа», проведенная в 1946-1948 гг. в западных зонах, привела лишь к раздроблению наиболее крупных латифундий, не ликвидировав крупного помещичьего землевладения и не наделив землей всех нуждающихся.

Коммунисты западных зон в своей пропаганде доказывали: голод вызывается социальными и политическими причинами; буржуазия, гроссбауэры и оккупанты сознательно организуют его; их расчет заключается в стремлении парализовать голодом волю масс к борьбе, внушить им мысль, что спасение может дать только богатая и «щедрая» Америка, а не «сомнительные социальные эксперименты». В пропаганде, которую вели правые партии, утверждалось, что виновник всех бедствий - Советский Союз, который непомерными репарациями разоряет Германию, обрекает людей на холод, голод и нищету, пытаясь тем самым склонить их к мысли, что выход из кризиса - только на пути «коммунистических преобразований».

Противоречия между западными державами и СССР в 1946 г. постепенно обострялись. 30 июня 1946 г. была возведена «первая германская стена». Дело было в том, что в условиях черного рынка, всеобщего дефицита и разницы в ценах (в советской зоне многое было дешевле) тем жителям западных зон, которые получали стабильную зарплату, выгоднее было покупать более дешевые товары и продукты в советской зоне. Тогда СКС ввел режим строгого контроля за движением людей и товаров между советской и западными зонами оккупации.

Осенью 1946 г. США и Англия стали готовить, с привлечением к этому делу немецких органов, объединение своих зон в Бизонию, чтобы таким путем покончить с бедственным экономическим положением. Соответствующее соглашение было подписано 2 декабря 1946 г. В экономической политике, которая стала проводиться в Бизонии с 1947 г., все возрастающую роль стали играть немецкие административные органы, в том числе Экономический совет. В 1949 г. к Бизонии присоединилась французская зона оккупации и была создана, таким образом, Тризония.

Надо сказать, что у командования оккупационными войсками не было в проведении экономических мероприятий ни единства, ни четкого плана. Но западные державы не считали необходимым изменять структуру собственности в своих зонах. Коренные реформы германской экономики не отвечали их интересам, прежде всего американцев, которые свято верили в могучую силу свободного рыночного хозяйства. Поэтому в западных зонах уже в 1945 г. начинают возрождаться предпринимательские организации, на которых лежала немалая доля ответственности за преступления нацизма. В американской зоне их восстановление было разрешено распоряжением генерала Эйзенхауэра от 17 октября 1945 г.

Замедленные темпы восстановления экономики Западной Германии определялись политикой союзников, цель которой заключалась в значительном сокращении немецких производственных мощностей и придании приоритетного значения развитию сельского хозяйства. Чтобы перекрыть Германии любую возможность возобновления производства вооружений, страны-победительницы запретили изготовление многих видов стратегической продукции (алюминий, синтетический каучук, бензин и др.). Германии предписывалось сократить производство ее металлургической промышленности до 50 % по отношению к уровню 1929 г. Все ставшее в результате этого решения избыточным - заводское оборудование демонтировалось перед его вывозом в страны-победительницы.

Бедственное положение населения и активные выступления рабочих (см. ниже) заставило оккупационные власти западных держав в 1947 г. отказаться от демонтажа предприятий в счет репараций. Отказываются западные союзники и от широкомасштабного изъятия товаров. По сути они были демпинговыми для «перегретой» и без того экономики США. Поэтому акцент был перенесен на вывоз сырья и уникального оборудования.

В послевоенное время в воздухе витала идея национализации если не всей экономики, то, по крайней мере, тяжелой промышленности и банков. В Великобритании у руля управления государством встали лейбористы, во Франции были также очень сильны левые силы, которые осуществляли национализацию ряда отраслей экономики. В западных зонах идея национализации («социализации») тоже была очень популярной, но все-таки для политической и хозяйственной элиты во главе с К. Аденауэром наиболее привлекательной оказалась модель «социального рыночного хозяйства», разработанная доктором экономики, профессором Людвигом Эрхардом (1897-1977).

Основную цель реформ Л. Эрхард видел в том, чтобы повысить покупательную способность всех слоев населения и сосредоточить все усилия народного хозяйства на увеличении государственного дохода. Главными рычагами экономического возрождения он считал частную инициативу и свободную конкуренцию в сочетании с активной ролью государства (гибкая кредитная и налоговая политика, ставка на средний и мелкий бизнес и т. д.).

Но прежде чем приступить к реформам, надо было убрать руины, восстановить те предприятия, которые еще подлежали восстановлению и не попали в разряд демонтируемых. Поэтому, прежде чем говорить о больших заслугах теоретиков западногерманского «экономического чуда», надо в первую очередь отметить трудовые усилия тех миллионов рядовых немцев, которые занимались восстановлением хозяйства, созданием нормальной жизни; тех, кого назвали тогда «женщины и мужчины развалин».

В Вашингтоне было принято решение распространить на Тризонию действие «плана Маршалла» (см. ниже), по которому только денежные поступления в Западную Германию должны были составить полтора миллиарда долларов. Все это и позволило начать создание «социального рыночного хозяйства». Первой стала денежная реформа 1948 г.

Денежная реформа

Сепаратная денежная реформа, носившая конфискационный характер, была проведена очень быстро: 20-21 июня 1948 г. Методы ее проведения были предельно жесткими, направленными на полную санацию финансовой системы Тризонии перед распространением на нее «плана Маршалла».

По курсу 1:1 каждый немец мог обменять сразу только 40 наличных рейхсмарок. Остальные имевшиеся деньги зачислялись на «блокированные счета» и пересчитывались по курсу 100:10, но на руки можно было получить не более 5 % новых «западных» марок. Затем налоговые органы проверяли происхождение доходов и их можно было получить в два приема: 20 % и 10 %. Остальные 65 % доходов аннулировались.

Таким образом, около 23 млн. мелких вкладчиков были вмиг разорены, ибо фактический обменный курс составил 100:6,5. Однако заработная плата, различные пособия и пенсии были пересчитаны в соотношении 1:1. Было отменено централизованное планирование и разрешено свободное ценообразование. Сохранился лишь контроль цен на жилье, основные продукты питания, транспортные и почтовые услуги. На несколько месяцев «замораживалась» зарплата. Число безработных через полгода выросло вдвое, достигнув отметки 1 млн. человек.

Но владельцы материальных ценностей оказались в большом выигрыше, ибо стоимость земли, недвижимости, сырья и продуктов резко возросла. Практически сразу исчез черный рынок, прилавки магазинов, как по мановению волшебной палочки, наполнились товарами, деньги вновь стали деньгами. И хотя цены на продовольствие и товары первой необходимости сразу подскочили на 20-25 %, реформа привела к быстрому оживлению всех отраслей народного хозяйства.

Большую роль в восстановлении, а затем и быстром развитии экономики Западной Германии сыграли кредиты и займы США и Англии, которые составили в сумме более 5, 5 млрд. долларов. Уже в 1949 г. был достигнут (в сопоставимых границах) довоенный уровень производства.

Восстановление экономики в советской зоне

Прежде чем говорить о восстановлении, необходимо сказать о том, что вступление советских войск в Германию ознаменовалось массовыми «реквизициями». Вернувшись из Ялты, где союзники договорились лишь о создании межсоюзнической комиссии по репарациям, 21 февраля 1945 г. Сталин подписал под грифом «совершенно секретно» постановление Государственного Комитета Обороны № 7563 о порядке вывоза промышленного оборудования и материалов с территории Германии. Согласно ему было создано 5 специальных «демонтажных батальонов» по тысяче человек в каждом, 10 рабочих батальонов по 500 человек, 5 отдельных автобатальонов с тракторными взводами и т. д.

В качестве бесплатной рабочей силы использовались тысячи бывших граждан СССР, угнанных нацистами на принудительные работы в Германию, а теперь подлежащих репатриации. Освободившись от фашистской неволи, они попали на тяжелую подневольную работу по демонтажу, с полуголодным существованием, где подвергались многочисленным унижениям, а женщины - изнасилованиям. Всего к концу ноября 1945 г. на демонтаже в Германии и Австрии было занято свыше 300 тыс. советских граждан.

То есть СССР начал взимание репараций, по сути, в одностороннем порядке, еще до окончания войны, без согласования с союзниками, и в очень широких масштабах: только за 1945 г. трофейные войска отправили в СССР более 400 тыс. железнодорожных вагонов, груженных оборудованием, продовольствием, одеждой и т. д.

Восстановление экономики шло параллельно с радикальными социально-экономическими реформами. Так, уже в мае-июне 1945 г. в советской зоне были закрыты частные банки, распущены нацистские предпринимательские союзы и хозяйственные организации, а с 1 июля 1945 г. началась конфискация имущества активных нацистов. Уже осенью 1945 г. была конфискована вся государственная собственность бывшего Третьего рейха и собственность военных преступников типа концерна «Герман Геринг». С осени 1945 г. было начато и проведение радикальной аграрной реформы под лозунгом «Землю юнкеров - крестьянам!». Однако была учтена приверженность немецких крестьян к частной собственности на землю, поэтому в ходе реформы ее национализация не осуществлялась.

Безвозмездной конфискации подлежала земельная собственность размером свыше 100 га, а также владения военных преступников и активных нацистов. При распределении земли за основу был принят размер хозяйства в 5 га. Наделение землей проводилось, по сути, даром, с предоставлением кредитов, да еще в рассрочку до 20 лет.

Столь быстрое осуществление аграрной реформы, конечно, было невозможно без активного участия СВАГ. В основном реформа была завершена уже к январю 1946 г. Всего в ее ходе было конфисковано 3,3 млн. га земли, из них 2,2 млн. га были поделены между 330 тыс. новых хозяйств переселенцев и батраков или прирезаны к почти такому же числу старых крестьянских дворов. Остаток конфискованной земли примерно в 1 млн. га был объявлен «общенародной собственностью», там создавались «народные имения», а позднее (с 1949 г.) и МПС - машинопрокатные станции. Юнкерство перестало существовать, главной фигурой на селе стал крестьянин-середняк. Таким образом, аграрная реформа коренным образом изменила социальное лицо деревни в Восточной Германии.

Восстановление промышленности сильно осложнялось четырьмя факторами: во-первых, она была сильно разрушена в ходе боевых действий (примерно на 45%); во-вторых, бесконтрольными репарационными изъятиями со стороны СССР; в-третьих, отсутствием опыта у новоиспеченных коммунистических управленцев; в-четвертых, восстановление промышленности шло параллельно с демонтажем и национализацией.СВАГ стремилась форсировать национализацию, и 30 июня 1946 г. в наиболее промышленно развитой земле Саксонии был проведен референдум по вопросу об «экспроприации собственности военных преступников». 77,6% населения, имеющего право голоса, высказались за безвозмездную экспроприацию предприятий, которые принадлежали военным преступникам и активным нацистам.

На основе саксонского референдума ландтагами других земель советской зоны были приняты соответствующие законы, и всего к весне 1948 г. было экспроприировано 9281 предприятие. Они переходили в собственность земли, на которой были расположены. В государственном секторе к этому времени было уже 97 % горной промышленности, более 60 % энергетики и около 47 % предприятий машиностроения; две трети оптовой торговли тоже было государственной.

Аналогичной была и судьба банков: в июле 1945 г. началась их национализация, а с 4 августа 1945 г. начинают создаваться «народные» финансово-кредитные учреждения. Из двухсот бывших военных предприятий, первоначально занесенных в списки на демонтаж, в 1946 г. были образованы «Советские акционерные общества» (САО). Они были перепрофилированы на выпуск мирной продукции, на них под руководством советских директоров работали немецкие рабочие. В 1954 г. последние САО, кроме «Висмута», были переданы ГДР.

Таким образом, с господством в экономике крупных предпринимателей, банкиров и юнкеров в Восточной Германии было быстро покончено. Но экономика продолжала оставаться смешанной, и это дает основания некоторым авторам писать о том, что СВАГ использовала (и отчасти повторила) опыт советского НЭПа начала 1920-х гг.

Если в 1947 г. объем валовой продукции промышленности в советской зоне по сравнению с 1936 г. составлял 53,7 %, то в 1949 г. - 87,2 %, а к лету 1950 г. - уже 100 %. Причем, в советской историографии и историографии ГДР всегда особо подчеркивалось, что восстановление разрушенного войной хозяйства и становление плановой экономики в Восточной Германии шло под непосредственным руководством со стороны СВАГ и при значительной помощи со стороны СССР.

В качестве иллюстрации этой помощи обычно приводились цифры о том, что за 1948-1949 гг. было ввезено из СССР более 200 тыс. т минеральных удобрений, почти 140 тыс. т зерна, более 230 тыс. т проката, более т1000 тракторов и 500 грузовых автомобилей. Но никогда не приводились цифры: а сколько же было вывезено из Германии в Советский Союз за тот же период аналогичной продукции в качестве репараций? Относительный свет на это могут пролить сведения из отчета Главного Трофейного управления Советской Армии в период войны, которые до начала 1990-х гг. хранились в фондах Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО, ф. 67, оп. 12020, д. 9) под грифом «Совершенно секретно». В Советский Союз по распоряжениям ГКО и Совнаркома за 1945 г. трофейными войсками было отправлено:

73 493 вагона строительных материалов и «квартирного имущества», в том числе: 60 149 роялей, пианино и фисгармоний, 458 612 радиоприемников, 188 071 ковер, 941 605 предметов мебели, 264 441 штука настенных и настольных часов;

3 338 348 пар различной гражданской обуви, 1 203 169 женских и мужских пальто, 2 546 919 платьев, 4 618 631 предмет белья, 1 052 503 головных убора; 154 вагона мехов, тканей и шерсти;

18 217 вагонов с сельскохозяйственным оборудованием в количестве 260 068 единиц;

Зернопродуктов - 2259 тыс. т, мясопродуктов - 430 тыс. т рыбопродуктов - 10 тыс. т, жиров - 30 тыс. т, сахара - 390 тыс. т, картофеля и овощей - 988 тыс. т.

П. Н. Кнышевский, который впервые обнародовал эти цифры, задается закономерным вопросом о том, как же оценивать известный из учебников факт спасения от голода победителями населения Берлина, Дрездена, Праги и др. городов? Было ли это высшим проявлением гуманности или такого не было вообще? Он отвечает на этот вопрос очень категорично: «Было, но весьма своеобразное. Сначала все продовольственные ресурсы на оккупированной территории Красная Армия изъяла, затем начался дележ. Ничтожный карточный минимум своих же запасов немцы получили в виде так называемой помощи, которой поделились с чехословаками и поляками». Очевидно, что здесь нужны дополнительные исследования.

В 1947 г. СВАГ официально объявила, что демонтаж промышленных предприятий полностью прекращен. На самом деле, до весны 1948 г. последовали еще две волны демонтажей. В целом демонтаж был произведен на 3474 «объектах» и по некоторым оценкам привел к сокращению экономического потенциала на 25 % от довоенного уровня.

В феврале 1948 г. в советской зоне создается Немецкая экономическая комиссия как высший центральный орган руководства экономикой. А в июне 1948 г. принимается первый (двухлетний, рассчитанный на 1949-1950 гг.) план развития народного хозяйства. Таким образом, к осени 1949 г. в западных зонах была сохранена и отчасти модернизирована социально-экономическая система капитализма. В советской же зоне оккупации социально-экономические основы жизни были во многом кардинально преобразованы.