Автокредиты

Сравнительная характеристика ресурсообеспеченности отдельных регионов мира. Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира. Природные ресурсы включают


10 класс

Практическая работа

1 вариант .

Цель работы

Ход работы : 1. По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти , газа и угля для всего мира и отдельных его районов.

2. По таблице 4 стр. 126 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.

3. Определите показатель ресурсообеспеченности (результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления) и ответ оформите в виде таблицы 2.

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность».

5. Сделайте вывод по таблицам (где размещена их большая часть, на сколько лет хватит).

Таблица 1.


Вид полезных ископаемых

Весь мир

В том числе

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Нефть, млрд т

166

3,1

117,1

10,4

26,2

0,3

Природный газ, трлн м 3

9,6

14,0


Уголь, млрд т

1239

317

345

72

422

83

Таблица 2.


Территория

Вид топлива

На сколько лет хватит (примерный прогноз)

Весь мир

Нефть

Природный газ

Уголь


Зарубежная Европа

Нефть

Природный газ

Уголь


Зарубежная

Азия


Нефть

Природный газ

Уголь

Африка


Нефть

Природный газ

Уголь

Америка


Нефть

Природный газ

Уголь


Австралия и Океания

Нефть

Природный газ

Уголь

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

3 вариант .

Цель работы : 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Ход работы: 1.По предложенным таблицам определите размеры запасов нефти и природного газа для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

2. По текстовым картам 24, 26 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.

3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблиц: (смотри ниже).

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность»



Страна

Запасы

(млрд. тонн)


Добыча

(млн. тонн)


Ресурсообеспеченность

(в годах)


нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

394

3541

4700

906

Россия

6,7

200

71,0

304

281

107

Германия

0,2

111

2,9

12

249

0

Китай

3,9

272

40,0

160

1341

170

Саудовская Аравия

35,5

0

0

404

0

0

Индия

0,6

29

19,3

36

282

60

США

3,0

445

25,4

402

937

58

Канада

0,7

50

25,3

126

73

42

Бразилия

0,7

12

49,3

61

29

162

ЮАР

0

130

9,4

0

206

33

Австралия

0,2

90

23,4

29

243

112

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

Д – добыча;


  1. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья ;

  2. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.


Страна

Запасы

(млрд. тонн)


Население

(млн. человек)


Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)


нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

394

6015

Россия

6,7

200

71,0

145

Германия

0,2

111

2,9

82

Китай

3,9

272

40,0

1275

Саудовская Аравия

35,5

0

0

20

Индия

0,6

29

19,3

1015

США

3,0

445

25,4

280

Канада

0,7

50

25,3

31

Бразилия

0,7

12

49,3

173

ЮАР

0

130

9,4

42

Австралия

0,2

90

23,4

19

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов , вычисления сделать по формуле:
Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах,

З – запасы,

Н – численность населения страны.


  1. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Вариант 3 . Сравнительная оценка обеспеченности различными видами ресурсов отдельных стран мира .

  1. используя карты атласа (стр. 4 - 9) и текст учебника Максаковского В.П. (стр. 26 - 37), заполните таблицу, отмечая знаком l - полную обеспеченность, w - частичную обеспеченность и знаком О - отсутствие или острую нехватку данного ресурса.
Обеспеченность отдельных стран некоторыми видами природных ресурсов.

Страна

Виды ресурсов

Минеральные

водные

Биологические

климатические

геотермальные

рекреационные

топливные

рудные

нерудные

лесные

рыбные

Россия

Швеция

Германия

Испания

Япония

ОАЭ

Таиланд

Ливия

ЮАР

США

Бразилия

Австралия

  1. сделайте вывод об обеспеченности этих стран отдельными видами природных ресурсов.

10 класс

Практическая работа

1 вариант .

Цель работы

Ход работы : 1. По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти, газа и угля для всего мира и отдельных его районов.

2. По таблице 4 стр. 126 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.

3. Определите показатель ресурсообеспеченности (результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления) и ответ оформите в виде таблицы 2.

5. Сделайте вывод по таблицам (где размещена их большая часть, на сколько лет хватит).

Таблица 1.

Вид полезных ископаемых

Весь мир

В том числе

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Нефть, млрд т

117,1

10,4

26,2

Природный газ, трлн м 3

139,4

53,4

14,0

Уголь, млрд т

1239

Таблица 2.

Территория

Вид топлива

На сколько лет хватит (примерный прогноз)

Весь мир

Нефть

Природный газ

Уголь

Зарубежная Европа

Нефть

Природный газ

Уголь

Зарубежная

Азия

Нефть

Природный газ

Уголь

Африка

Нефть

Природный газ

Уголь

Америка

Нефть

Природный газ

Уголь

Австралия и Океания

Нефть

Природный газ

Уголь

10 класс

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

3 вариант .

Цель работы : 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Ход работы: 1.По предложенным таблицам определите размеры запасов нефти и природного газа для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

2. По текстовым картам 24, 26 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.

3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблиц: (смотри ниже).

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность»

5. Сделайте вывод о соотношении запасов, добычи и ресурсообеспеченности нефтью и газом представленных стран.

НЕФТЬ

Название страны

Разведанные запасы, млрд т

Добыча,

Млн т

Ресурсообеспеченность (лет)

Саудовская Аравия

43,1

ОАЭ

16,2

Кувейт

15,7

Иран

14,9

Венесуэла

10,3

Мексика

Россия

Китай

США

Ливия

Вывод:

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Название страны

Разведанные запасы, трлн м 3

Добыча, млрд м 3

Ресурсообеспеченность (лет)

Россия

48.0

Иран

20.7

ОАЭ

Саудовская Аравия

США

Алжир

Венесуэла

Канада

Вывод:

Обеспеченность стран мира нефтью

страна

Запасы нефти (млрд т)

Добыча нефти (млн т)

Саудовская Аравия

43,1

Ирак

16,7

ОАЭ

16,2

Кувейт

15,7

Иран

14,9

Венесуэла

10,3

Мексика

Россия

Китай

США

Как мы можем увидеть из таблицы, Саудовская Аравия является абсолютным лидером по запасам и добыче нефти. И хотя в других странах (Ирак, Кувейт, ОАЭ) запасов нефти хватит на больший срок, это выражено в основном недостаточно высоким уровнем её добычи в этих странах. Опасение вызывает несоответствие высоких темпов добычи с относительно небольшими запасами в таких странах, как США и Китай.

Таким образом, более обеспечены нефтью развивающиеся страны, но при таких высоких темпах добычи ресурс быстро иссякнет. Самые значительные запасы у Саудовской Аравии, а самый высокий показатель ресурсообеспеченности у Ирака. Стоит отметить, что странами – лидерами в основном являются страны Персидского залива, являющиеся ведущими членами ОПЕК. Можно передоложить, что с истощением нефти, цены на нефть будут зависеть от данной группы стран.

Уголь – самый распространенный в мире вид ископаемого топлива. Он обладает высоким значением чистого выхода полезной энергии и относительно дешёвый. Единой системы учёта запасов угля и его классификации не существует. Оценки запасов пересматриваются как отдельными специалистами, так и специализированными организациями.

Таблица 2

Обеспеченность стран мира углем

страна

Запасы угля (млрд т)

Добыча (млн т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

США

1020

Китай

1240

Россия

ЮАР

Австралия

ФРГ

Индия

Украина

Великобритания

Казахстан

Что касается добычи каменного угля (таблица 2), то она ведется очень неравномерно: несравненный лидер – США (40%), затем идет Китай (20%). Это неотъемлемая составляющая сталелитейной промышленности, а, следовательно, в этой отрасли данные страны и имеют наибольшие тенденции к удержанию лидерства. Россия занимает по уровню добычи каменного угля только шестое место (4,5%), уступая таким странам, как Австралия и Южно-Африканская республика.

Таким образом, обеспеченность углём достаточно высокая. Большая часть стран, имеющая запасы угля – развитые страны. Самые большие запасы угля у США, но при таких размерах добычи показатель ресурсообеспеченности не самый высокий.Если сравнить с Россией, то запасов угля меньше, чем у США в 2 раза, а обеспеченность выше в 2 раза.

Таблица 3

Обеспеченность стран мира природным газом

страна

Запасы газа (трлн м3)

Добыча газа (млрд м3)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

Россия

48,1

Иран

22,9

Нидерланды

ОАЭ

Саудовская Аравия

США

Венесуэла

Алжир

Канада

Норвегия

Наибольшие запасы газа у развивающихся стран. Самые большие запасы у России, но и самые высокие темпы добычи, поэтому ресурса хватит менее чем на 90 лет. Самая высокая обеспеченность газом у Ирана, ОАЭ и Саудовской Аравии. Самые низкие показатели у США – 8,7 лет

Таблица 4

Ресурсообеспеченность топливными ресурсами основных регионов мира

Регионы

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

Нефть (мир в целом)

140 млрд т

3450 млн т

40,5

Уголь (мир в целом)

1100 млрд т

4625 млн т

Природный газ (мир в целом)

150трлн м3

220 млрд м3

Природный газ (Зарубежная Европа)

5,6 трлн м3

270 млрд т

Природный газ (Зарубежная Азия)

59,0 трлн м3

330 млрд т

178,8

Нефть (Зарубежная Европа)

2,5 млрд т

330 млн т

Нефть (Зарубежная Азия)

98,0 млрд т

1370 млн т

Нефть (СНГ)

98,0

350 млн т

10 класс

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

2 вариант .

Цель работы : 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Ход работы: 1.По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти, газа и угля для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

Таблица 1.

Виды топлива

Страна

Запасы

Нефть, млрд т

Саудовская Аравия

43,1

ОАЭ

16,2

Кувейт

15,7

Россия

Природный газ, трлн м 3

Россия

48,0

Иран

20,7

ОАЭ

Уголь, млрд т

Китай

США

Россия

2. По текстовым картам 24, 26, 27 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.

3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблицы 2.

Виды топлива

Страна

Запасы

Добыча

Ресурсообеспеченность (лет)

Нефть, млрд т

Саудовская Аравия

ОАЭ

Кувейт

Россия

Природный газ, трлн м 3

Россия

Иран

ОАЭ

Уголь, млрд т

Китай

США

Россия

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность».

  1. Сделайте вывод по таблице (выделите наиболее ресурсообеспеченное государство среди тройки лидеров по видам топлива).

Вариант 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

3541

4700

Россия

71,0

Германия

Китай

40,0

1341

Саудовская Аравия

35,5

Индия

19,3

США

25,4

Канада

25,3

Бразилия

49,3

ЮАР

Австралия

23,4

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

Д – добыча;

  1. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  2. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

6015

Россия

71,0

Германия

Китай

40,0

1275

Саудовская Аравия

35,5

Индия

19,3

1015

США

25,4

Канада

25,3

Бразилия

49,3

ЮАР

Австралия

23,4

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах,

З – запасы,

Н – численность населения страны.

  1. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Вариант 3 . Сравнительная оценка обеспеченности различными видами ресурсов отдельных стран мира .

  1. используя карты атласа (стр. 4 - 9) и текст учебника Максаковского В.П. (стр. 26 - 37), заполните таблицу, отмечая знаком l - полную обеспеченность, w

    водные

    Биологические

    климатические

    геотермальные

    рекреационные

    топливные

    рудные

    нерудные

    лесные

    рыбные

    Россия

    Швеция

    Германия

    Испания

    Япония

    ОАЭ

    Таиланд

    Ливия

    ЮАР

    США

    Бразилия

    Австралия

    1. сделайте вывод об обеспеченности этих стран отдельными видами природных ресурсов.

    Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Многие природные ресурсы, разведанные и добытые, становятся сырьем для разнообразных отраслей материального производства. В свою очередь сырьевые материалы, вовлеченные в производство, превращаются уже в экономические ресурсы. Современная промышленность мира потребляет огромное количество сырья. Его стоимость в суммарных затратах на производство промышленной продукции составляет около 75%. Это обстоятельство ставит перед многими странами очень острые проблемы обеспечения основными видами сырья.

    Размещение природных ресурсов по Земле неравномерно. Это объясняется различиями в климатических и тектонических процессах на планете и различными условиями образования в прошлые геологические эпохи. Далеко не одинаковы и запасы отдельных видов ресурсов, поэтому не только между странами, но и между крупными регионами мира существуют заметные различия в уровне обеспеченности их природными ресурсами.

    В нашем мире есть несколько государств, которые в своих недрах содержат практически все известные виды природных ресурсов. Это , и . Такие страны, как , хоть и уступают им по набору богатств, но на фоне других государств являются высокообеспеченными. Некоторые страны обладают большими (мирового значения) залежами одного какого-либо вида ресурсов. Так, выделяется запасами фосфоритов, - и т.д.

    Нет ни одной страны в мире, которая не обладала бы природными ресурсами. Даже если их мало, государство не обречено на бедность, так как национальным богатством людей страны являются не только природные, но и , с их опытом, трудолюбием, знаниями, мастерством. Например, имеющая самые скромные природные ресурсы, добилась больших успехов в экономике. Эта страна имеет только запасы серы и пиритов.

    Неравномерность размещения природных богатств на планете, с одной стороны, способствует развитию , . Но с другой стороны - порождает определенные экономические трудности у , бедных природными ресурсами.

    Ресурсообеспеченность стран зависит не только от бедности или богатства территории природными богатствами. Она зависит также от масштабов их потребления, извлечения. Таким образом, под понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.

    Данную проблему можно рассматривать на разных уровнях. Во второй половине XX века возникла угроза регионального и даже глобального дефицита некоторых природных ресурсов.

    Чтобы правильно в огромном разнообразии природных ресурсов и использовать их, ученые разработали определенную классификацию.

    Предварительный просмотр:

    Практическая работа

    (Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

    Пояснительная записка

    Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

    Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

    Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

    Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:

    • обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
    • развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.
    • воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

    В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

    На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

    В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

    Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

    • Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.
    • В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
    • О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
    • Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru

    Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

    Практическая работа

    «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

    1 вариант

    Страна

    Разведанные запасы,

    млрд т

    Добыча

    млн т в год

    Обеспеченность,

    лет

    Саудовская Аравия

    35,8

    Россия

    Ирак

    15,1

    Страна

    Лесопокрытая площадь, млн га

    Россия

    881,9

    Бразилия

    Австралия

    Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

    3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

    Регион

    Коммунальные нужды, %

    Промышленность, %

    Сельское хозяйство, %

    Европа

    15,2

    52, 4

    32, 4

    Россия

    17,0

    54,0

    22,0

    Африка

    84,1

    Азия и Тихоокеанский регион

    11,4

    81,3

    Северная Америка

    13,3

    48,0

    38.7

    Латинская Америка и Карибский регион

    19,0

    10.3

    70,7

    Практическая работа

    «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

    2 вариант

    Страна

    Разведанные запасы,

    млрд т

    Добыча

    млн т в год

    Обеспеченность,

    лет

    Россия

    США

    25,4

    Бразилия

    49,3

    Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

    Страна

    Площадь пашни, млн га

    Численность населения, млн человек

    Обеспеченность на душу населения

    Австралия

    Канада

    45,8

    Бразилия

    57,6

    Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

    3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

    Выполнение практической работы

    1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

    Страна

    Разведанные запасы,

    млрд т

    Добыча

    млн т в год

    Обеспеченность,

    лет

    Саудовская Аравия

    35,8

    81,36

    Россия

    57,14

    Ирак

    15,1

    116,15

    Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

    В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

    2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

    Страна

    Лесопокрытая площадь, млн га

    Численность населения, млн человек

    Обеспеченность на душу населения

    Россия

    881,9

    142,9

    Бразилия

    186,1

    Австралия

    20,3

    Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

    3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

    б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

    Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.


    Минеральные ресурсы -- это совокупность специфических форм минеральных веществ в земной коре, являющихся источником энергии, различных материалов, химических соединений и элементов.

    Минеральные ресурсы образуют в мировой экономике базу для производства промышленной продукции. Изменения в добыче и потреблении сырья в международной торговле влияют не только на экономическую ситуацию в отдельных странах и регионах, но имеют глобальный характер. За последние 25-30 лет сырьевой сектор значительно изменился вследствие политики развитых стран, пытавшихся преодолеть зависимость от поставок сырья из развивающихся стран и сократить производственные затраты. В этот период активизировались геолого-разведочные работы в развитых странах, в том числе осваивались месторождения в отдаленных и труднодоступных районах, в том числе осуществлялись программы экономии минерального сырья (ресурсосберегающие технологии; использование вторичного сырья, снижение материалоемкости продукции и т. д.) и велись разработки в сфере альтернативной замены традиционных видов сырья, прежде всего энергетического и металлического.

    Таким образом, происходит переход мировой экономики с экстенсивного пути развития на интенсивный, сокращающий энерго- и материалоемкость мирового хозяйства.

    В то же время высокая обеспеченность минеральными ресурсами хозяйства той или иной страны или их дефицит в конечном счете не являются фактором, определяющим уровень социально-экономического развития. Во многих странах наблюдаются существенные разрывы между уровнем развития производительных сил и обеспеченностью материально-сырьевыми ресурсами (например, в Японии и России).

    Промышленная значимость ресурсов определяется следующими требованиями:

    • § Технической возможности и экономической рентабельности добычи, транспортировки и переработки.
    • § Экологической допускаемости разработки и использования
    • § Благоприятности политической и экономической международной ситуации

    Размещение минеральных ресурсов характеризуется крайней неравномерностью и высокой концентрацией добычи. На 22 вида минеральных ресурсов приходится более 90% стоимости продукции горнодобывающей промышленности. Однако 70% добычи металлов приходится на 200 крупнейших рудников; более 80% запасов и добычи нефти сосредоточено на 250 месторождениях, что составляет лишь 5% общего числа нефтяных разработок.

    В мире выделяется семь стран по разнообразию и объему запасов минеральных ресурсов, обладающих ими:

    • § Россия (газ, нефть, уголь, железная руда, алмазы, никель, платина, медь)
    • § США (нефть, медь, железная руда, уголь, фосфориты, уран, золото)
    • § Китай (уголь, железная руда, вольфрам, нефть, золото)
    • § ЮАР (платина, ванадий, хром, марганец, алмазы, золото, уголь, железная руда)
    • § Канада (никель, асбест, уран, нефть, уголь, полиметаллы, золото)
    • § Австралия (железная руда, нефть, уран, титан, марганец, полиметаллы, бокситы, алмазы, золото)
    • § Бразилия (железная руда, цветные металлы)

    На промышленно развитые страны приходится около 36% нетопливных минеральных ресурсов мира и 5% нефти.

    Из стран с экономикой переходного периода запасами минерального сырья, имеющими мировое значение, обладает Россия, где сосредоточено около 8% мировых запасов нефти, 33% природного газа, 40% угля, 30% -- железной руды, 10% -- алмазов и платины.

    Таблица 3

    Ресурсообеспеченность мира топливными ресурсами

    Таблица 4

    Ресурсообеспеченность стран мира углем

    Таблица 5

    Ресурсообепсеченность стран мира нефтью

    Таблица 6

    Ресурсообеспеченность стран мира газом