Сбербанк России

Реестры банковских гарантий. Реестр банковских гарантий: как найти нужные сведения Закрытый реестр банковских гарантий

С 2018 года реестр банковских гарантий находится в закрытой части ЕИС. Его видят только организации с полномочиями «банк», «уполномоченная организация» и «заказчик». Подробнее о реестре банковских гарантий в 2019 году расскажем далее.

Единый реестр банковских гарантий

Все выданные банковские гарантии содержатся в реестре. До 2018 года список был открытым и находился в свободном доступе. Однако сейчас работать с ним в ЕИС могут только пользователи с полномочиями «банк», «уполномоченная организация» и «заказчик».

После недавних обновлений в ЕИС произошли изменения, касающиеся банковских гарантий. В реестре организаций открытой части ЕИС появилась информация о принадлежности банка к перечню тех, кто может выдавать гарантии. А в закрытой части ЕИС стала отображаться информация об исключении банка из перечней в реестре банковских гарантий.

Какие сведения вносят в единый реестр банковских гарантий:

  • наименование, адрес и ИНН заказчика (бенефициара);
  • копия документа о внесении изменений в условия банковской гарантии;
  • данные об отказе заказчика в принятии банковской гарантии.

Документы должны быть подписаны электронной подписью.

Как найти закрытый реестр банковских гарантий в ЕИС

В личном кабинете зайдите в раздел «Реестры» и в главном меню выберите «Реестр банковских гарантий».


Документы можно искать по статусу. Также доступна выгрузка сведений из реестра банковских гарантий по 44-ФЗ в Excel.



Как заказчику проверить гарантию в закрытом реестре банковских гарантий,

В карточке банковской гарантии есть следующие разделы:

  • общая информация о гарантии;
  • сведения об отказе в принятии;
  • данные о прекращении обязательств;
  • документы;
  • журнал событий.

Как поставщику проверить банковскую гарантию в реестре банковских гарантий

До 2018 года поставщики могли зайти в реестр и найти выданную гарантию по номеру. Это избавляло участников от риска того, что в последний момент заявка будет отклонена или победителя признают уклонившимся от заключения контракта. Сейчас участники в некотором роде пребывают в неведении. Однако закон защитил их и обязал банки отчитываться перед клиентами о внесении данных в реестр банковский гарантий по 44-ФЗ.

У кредитной организации есть 1 рабочий день на внесение информации в реестр и 1 рабочий день после этого на направление участнику выписки из реестра банковских гарантий.

Административная практика

В качестве примера административной практики рассмотрим решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по делу № 42/З-2019 от 07.02.2019. Победитель закупки пожаловался в ЕИС на то, что заказчик неправомерно принял решение об отказе от заключения с ним контракта.

Комиссия УФАС выяснила следующее. В качестве документов в обеспечение исполнения контракта победитель прикрепил скан-копию банковской гарантии «Акционерный коммерческий банк «Держава» и подписал контракт со своей стороны. Это было 25.12.2018. По закону, банк обязан включить информацию о гарантии в реестр в течение 1 рабочего дня или в тот же срок направить сведения для включения в закрытый реестр банковских гарантий. То есть гарантия должна была появиться в реестре не позднее 26.12.2018. Однако 27.12.2018 заказчик не нашел документ в реестре и направил в «Акционерный коммерческий банк «Держава» запрос о действительности и статусе банковской гарантии. В своем ответе банк указал, что документ под таким номером не выдавался.

В результате заказчик оформил протокол отказа от принятия банковской гарантии . Сделать это он имел право по закону. Поэтому УФАС отказало в удовлетворении жалобы.

Из этого примера можно сделать два вывода. Заказчикам рекомендуется направлять запросы в банки в случае, если гарантии нет в реестре (хоть они и не обязаны это делать). Поскольку причиной отсутствия документа в реестре может быть технический сбой или ошибка банка. Участники же должны понимать, что в подобной ситуации не только лишатся выгодного контракта, но и попадут в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому предоставлять ложную информацию заказчику не стоит. А получать саму гарантию лучше не впритык, как в нашем случае, а заблаговременно, чтобы исключить сбои.

Вложенные файлы

  • Запрос о предоставлении выписки из закрытого реестра банковских гарантий..docx
  • Руководство пользователя по ведению реестра банковских гарантий.pdf

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

О порядке ведения закрытого реестра банковских гарантий


Федеральное казначейство в целях проведения разъяснительных работ по формированию и ведению закрытого реестра банковских гарантий направляет разъяснения по вопросам применения положений (далее - Приказ N 164н), подготовленные на основании вопросов кредитных организаций, озвученных в рамках совещания с представителями Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и банковского сообщества, состоявшегося 10 марта 2016 года.

1. Каким образом кредитная организация может получить информацию о том, что заявка и (или) контракт содержат сведения, составляющие государственную тайну, являющуюся основанием для формирования информации о выданной банковской гарантии для включения в закрытый реестр банковских гарантий?

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий.

Учитывая изложенное, вышеуказанной информацией располагает исключительно принципал.

Соответственно, при выдаче банковской гарантии кредитной организации, помимо основных реквизитов, требуемых непосредственно для формирования банковской гарантии, необходимо получить от принципала информацию о факте (без детализаций и расшифровок) наличия в заявке и (или) контракте сведений, составляющих государственную тайну.

2. Какой гриф секретности присваивается информации о выданной банковской гарантии?

В соответствии со -12 Закона Российской Федерации от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон N 5485-1) засекречивание информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

В соответствии со статьей 11 Закона N 5485-1 основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

В соответствии со статьей 12 Закона N 5485-1 на носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, в том числе о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Таким образом, в соответствии со -12 Закона N 5485-1 гриф секретности присваивается банком в соответствии с теми грифами секретности, которые:

присвоены собственником информации в соответствии с перечнем, представленным принципалом и используемым для формирования информации о выданной банковской гарантии;

присвоены информации в соответствии с перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в самой кредитной организации. Соответственно, ответственность за указание грифа секретности лежит на кредитной организации.

3. Обязательно ли в информации о выданной банковской гарантии должен указываться гриф секретности?

Территориальные органы Федерального казначейства не вправе отказывать во включении в закрытый реестр банковских гарантий Информации о выданной банковской гарантии, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

4. Возможно ли присвоение информации о выданной банковской гарантии, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, ограничительной пометки "Для служебного пользования"?

Порядок использования и применения ограничительной пометки "Для служебного пользования" установлен Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1233 .

При этом возможность включения в закрытый реестр банковских гарантий информации о выданной банковской гарантии с ограничительной пометкой "Для служебного пользования" действующим в Российской Федерации законодательством в сфере закупок не предусмотрено.

Таким образом, в случае представления кредитной организацией в территориальный орган Федерального казначейства информации о выданной банковской гарантии с ограничительной пометкой "Для служебного пользования" такая информация подлежит возврату в установленном порядке без исполнения с приложением протокола с указанием причины отказа - "несоответствие требованиям Приказа N 164н" .

5. В какой территориальный орган Федерального казначейства филиалы кредитных организаций предоставляют информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий?

Информация о выданной банковской гарантии предоставляется кредитной организацией по месту своего фактического нахождения. Соответственно, филиалы кредитных организаций предоставляют информацию о выданной банковской гарантии в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения филиала, кредитные организации, у которых фактический адрес отличается от юридического, представляют информацию о выданной банковской гарантии в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения фактического адреса.

6. Каким образом информация, подлежащая включению в закрытый реестр банковских гарантий, представляется в территориальные органы Федерального казначейства?

Информация для включения в закрытый реестр банковских гарантий принимается территориальными органами Федерального казначейства на бумажном носителе с приложением (при наличии такой возможности) машинного носителя. Возможность направления информации о выданной банковской гарантии в электронном виде с применением электронной подписи посредством личного кабинета в единой информационной системе в сфере закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Приказом N 164н не предусмотрена.

Учитывая изложенное, информация, подлежащая включению в закрытый реестр банковских гарантий, представляется в территориальные органы Федерального казначейства следующими способами:

посредством почтовой связи - для информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

посредством фельдъегерской связи - как для информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, так и для информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

лично, путем предоставлений необходимого пакета документов нарочно непосредственно в территориально удаленный отдел или Административный отдел территориального органа Федерального казначейства - для информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, или в Отдел режима секретности и безопасности информации территориального органа Федерального казначейства - для информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

Вместе с тем, информация, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, может быть представлена как в управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, так и в территориально удаленные отделы управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации; информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, - только в управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (территориально удаленные отделы управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации не уполномочены на прием информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну).

7. Допускается ли представление в территориальный орган Федерального казначейства нотариально заверенной копии доверенности? Возвращает ли орган Федерального казначейства представленную доверенность после включения информации в реестр?

В случае подписания информации о выданной банковской гарантии уполномоченным лицом представляется или оригинал, или нотариально заверенная копия доверенности на уполномоченное лицо. Возврат доверенности (нотариально заверенной копии доверенности) в случае положительного результата проверки территориальными органами Федерального казначейства информации о выданной банковской гарантии Приказом N 164н не предусмотрен.

Вместе с тем, территориальные органы Федерального казначейства, исходя из принципа однократности представления информации, не вправе требовать повторного представления доверенности (нотариально заверенной копии доверенности), представленной ранее в составе верно оформленного пакета документов.

8. Каким образом территориальный орган Федерального казначейства возвращает второй экземпляр информации на бумажном носителе?

В соответствии с Приказом N 164н в территориальных органах Федерального казначейства приказами назначаются ответственные лица за прием, регистрацию пакета документов, представляемого для включении информации о выданной банковской гарантии в закрытый реестр банковских гарантий и заполнение раздела "Отметка территориального органа Федерального казначейства о присвоении регистрационного номера информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий" (далее - Отметка) информации о выданной банковской гарантии (ее изменении).

При приеме информации о выданной банковской гарантии (для открытых сведений) от представителя кредитной организации (курьера) работник территориального органа Федерального казначейства:

принимает пакет документов;

в присутствии представителя кредитной организации (курьера) обеспечивает проставление (без проверки пакета документов на соответствие требованиям Приказа N 164н) на двух экземплярах соответствующей Отметки, предусмотренной формой, установленной Приказом N 164н ;

возвращает один экземпляр информации с Отметкой представителю кредитной организации (курьеру) под роспись на втором экземпляре информации.

В иных случаях один экземпляр информации о выданной банковской гарантии с отметкой направляется кредитной организации вместе с результатами проверки пакета документов официальным письмом территориального органа Федерального казначейства посредством почтовой либо фельдъегерской связи.

9. Каким способом территориальный орган Федерального казначейства осуществляет направление выписки и протокола?

В соответствии с п.40 Приказа N 164н информация из закрытого реестра банковских гарантий, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, направляется Федеральным казначейством соответственно гаранту, принципалу, бенефициару, государственному органу (органу местного самоуправления) с использованием федеральной фельдъегерской связи.

Аналогично, посредством почтовой связи или фельдъегерской связи (в зависимости от наличия в информации о выданной банковской гарантии сведений, составляющих государственную тайну), территориальный орган Федерального казначейства направляет официальным сопроводительным письмом на бланке территориального органа Федерального казначейства за подписью уполномоченного лица:

выписку из закрытого реестра банковских гарантий при положительном результате проверки пакета документов;

протокол с указанием причин возврата с приложением представленного кредитной организацией пакета документов - при отрицательном результате проверки пакета документов.

Копии письма с результатами обработки представленного банком пакета документов хранятся в органе Федерального казначейства.

В случае если выписка или протокол не содержат сведения, составляющие государственную тайну, территориальный орган Федерального казначейства обеспечивает уведомление посредством телефонной связи о подготовке выписки или протокола из закрытого реестра банковских гарантий ответственного работника кредитной организации, указанного в запросе, с обязательной фиксацией ФИО указанного работника и даты оповещения во внутреннем журнале территориального органа Федерального казначейства.

10. Каков порядок обработки запросов о предоставлении выписки из закрытого реестра банковских гарантий в территориальных органах Федерального казначейства?

Обработка запросов о предоставлении выписки из закрытого реестра банковских гарантий осуществляется в порядке, аналогичном порядку обработки информации о выданной банковской гарантии.

Вместе с тем, предоставление выписки на основании запроса осуществляется территориальными органами с учетом следующих особенностей:

в случае указания в запросе способа получения документа "Лично в территориальном органе Федерального казначейства, указанном в запросе" выписка выдаётся руководителю, указанному в ЕГРЮЛ, или уполномоченному руководителем кредитной организации, имеющего право на получение такой информации, лицу, подавшему соответствующий запрос на бумажном носителе только при отсутствии в ней сведений, составляющих государственную тайну;

территориальный орган Федерального казначейства обеспечивает уведомление посредством телефонной связи о подготовке выписки из закрытого реестра банковских гарантий ответственного работника кредитной организации, указанного в запросе, с обязательной фиксацией ФИО указанного работника и даты оповещения во внутреннем журнале территориального органа Федерального казначейства;

выписка, в случае указания в запросе способа получения документа "Лично в территориальном органе Федерального казначейства, указанном в запросе", посредством почтовой или фельдъегерской связи в кредитную организацию не направляется;

в соответствии со статьей 10 Закона N 5485-1 полная выписка из закрытого реестра банковских гарантий предоставляется территориальным органом Федерального казначейства с указанием грифа секретности, аналогичного грифу секретности представленной информации о выданной банковской гарантии (ее изменении), а сокращенная выписка из закрытого реестра банковских гарантий - нарочно или посредством почтовой и фельдъегерской связи в порядке, предусмотренном для обработки сведений, не составляющих государственную тайну.

11. На основании каких документов и каким образом подтверждаются полномочия лица, действующего от имени территориального органа Федерального казначейства при подписании выписки, протокола, проставлении отметки о регистрации и отметки о включении в закрытый реестр банковских гарантий в информации о выданной банковской гарантии?

Лица, действующие от имени территориального органа Федерального казначейства, назначаются приказом территориального органа Федерального казначейства (не размещается в открытых источниках и не предоставляется по требованию кредитной организации).

Вместе с тем, вышеуказанным приказом устанавливается порядок заполнения раздела Отметка и раздела "Отметка территориального органа Федерального казначейства о получении запроса о предоставлении выписки из закрытого реестра банковских гарантий" в Приложении N 4 к Приказу N 164н .

При этом, в соответствии с нормами внутреннего документооборота территориальных органов Федерального казначейства, право подписания документа, подготовленного на бланке документа территориального органа Федерального казначейства, имеют руководитель территориального органа Федерального казначейства и/или заместители руководителя территориального органа Федерального (в случае наделения указанными полномочиями приказом о распределении обязанностей между руководителем и заместителями руководителя территориальных органов Федерального казначейства), а в территориально удаленных отделах Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации - начальники отделов.

12. На какой адрес кредитной организации направляются выписки и протоколы?

В случае представления информации о выданной банковской гарантии без сопроводительного письма выписки и протоколы направляются по адресу, указанному в адресных данных кредитной организации в Приложении N 1 к Приказу N 164н (если иное не указано в сопроводительном письме, представленном в территориальный орган Федерального казначейства).

Вместе с тем, территориальные органы Федерального казначейства не вправе требовать представления сопроводительного письма в составе комплекта документов, представленных для включения в закрытый реестр банковских гарантий, поскольку в Приказе N 164н сопроводительное письмо не входит в список документов, представляемых для включения информации в закрытый реестр банковских гарантий.

13. Где и как можно получить информацию о доставке/недоставке пакета документов в территориальный орган Федерального казначейства, информацию о ходе исполнения документов?

Информацию о доставке/недоставке пакета документов, а также информацию о регистрационном номере документа, ответственном исполнителе территориального органа Федерального казначейства можно получить у работника Административного отдела, Отдела режима секретности и безопасности информации (в зависимости от наличия/отсутствия сведений, составляющих государственную тайну, в представленной информации), по телефонам указанным на официальных сайтах территориальных органов Федерального казначейства в сети Интернет.

Информацию о ходе исполнения можно получить у ответственного работника территориального органа Федерального казначейства.

14. Где оперативно получить консультацию по вопросам оформления документов, подлежащих включению в закрытый реестр банковских гарантий, представления документов, организационным вопросам ведения закрытого реестра банковских гарантий?

На форуме Федерального казначейства по адресу forum.roskazna.ru в разделе Методический кабинет/Реестр банковских гарантий работниками центрального аппарата Федерального казначейства осуществляется оперативное взаимодействие по вопросам ведения закрытого реестра банковских гарантий.

15. Какая отметка проставляется территориальным органом Федерального казначейства при получении Информации о выданной банковской гарантии?

При получении Информации о выданной банковской гарантии ответственный работник территориального органа Федерального казначейства заполняет раздел Отметка и проставляет оттиск печати территориального органа Федерального казначейства:

"Для пакетов" с соответствующим номером экземпляра печати (в случае представления информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну);

"Для пакетов" с соответствующим номером экземпляра печати (в случае представления информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, содержащей сведения, составляющие государственную тайну).

16. Размещено ли на текущий момент специальное программное обеспечение, предполагающее формирование в электронном виде информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий?

Специальное программное обеспечение в ближайшее время будет размещено на официальных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Учитывая проводимые в настоящее время мероприятия по разработке схемы интеграции специального программного обеспечения с прикладным программным обеспечением "Автоматизированная система Федерального казначейства", территориальные органы Федерального казначейства не должны отказывать в принятии информации, не сформированной в специальном программном обеспечении, при условии наличия бумажной копии. Информация об окончании доработки специального программного обеспечения будет направлена Федеральным казначейством дополнительно.

Одновременно Федеральное казначейство сообщает, что видеозапись трансляции совещания с представителями Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и банковского сообщества по вопросам ведения закрытого реестра банковских гарантий, состоявшегося 10 марта 2016 года, размещена на форуме Федерального казначейства в разделе "Реестр банковских гарантий", открытом на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.roskazna.ru.

Р.Е.Артюхин



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
по состоянию на 29.03.2016

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям , установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 3.1 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2018 N 502-ФЗ) применяется к закупкам, извещения о которых размещены, приглашения направлены после 01.07.2019, а по соглашению сторон - к отношениям по контрактам, извещения о закупках по которым размещены, приглашения направлены до 01.07.2019.

3.1. Уменьшение в соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признается дата включения предусмотренной частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона информации в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Банковская гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях не размещается на официальном сайте , а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

Ч.8 ст. 45 44-ФЗ предусматривает, что БГ, предоставляемая участником, должна быть включена в перечень, размещенный в Единой информационной системе (далее — ЕИС). Отсутствие этой информации в базе ЕИС является основанием отказа в принятии заказчиком данного документа, а следовательно, ведет к отклонению заявки или же к отказу заключить контракт. В последнем случае информацию могут направить в антимонопольную службу для включения участника в списки недобросовестных поставщиков.

Различают два списка БГ по 44-ФЗ, правила формирования и ведения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005:

  1. Открытый перечень.
  2. Закрытый перечень.

В открытый включаются БГ, которые выданы кредитными организациями, включенными в реестр банков выдающих банковские гарантии. Банк при этом должен отвечать требованиям налогообложения, которые установлены Налоговым кодексом РФ. Минфин реестр банков по выдаче банковских гарантий ведет на своем официальном сайте . Обратите внимание, что Реестр Минфина банковских гарантий 44-ФЗ не содержит, а отображает только организации, которые имеют право выдавать данные документы.

Сам список размещается в ЕИС, в контекстном меню системы раздел «Осуществление закупок». Ведение перечня возложено на Федеральное казначейство.

В открытом списке прикрепляется копия БГ и отображаются следующие данные:

  • наименование, место нахождения ИНН банка, поставщика и заказчика;
  • идентификационный код закупки;
  • денежная сумма, подлежащая уплате;
  • срок действия БГ;
  • сведения об отказе заказчика в принятии документа (при наличии).

Для проверки документа необходимо указать его параметры в ЕИС, он должен быть доступен для ознакомления в статусе «Размещено» с вышеуказанными сведениями, а отсутствие данных или их некорректность является поводом обратиться в банк для выяснения причин.

Сведения о выданном документе доступны в открытой базе уже в течение одного рабочего дня за датой выдачи (ч.11 ст.45). После включения в список банк направляет участнику выписку в аналогичный срок.

В случае, если заявки или контракты, по которым выдана БГ, содержат данные, составляющие государственную тайну, то информация о них не размещается в ЕИС. Приказ Минфина России от 22 октября 2015 г. N 164н содержит правила создания и размещения информации закрытого списка. Кредитная организация направляет информацию, аналогичную отражаемой в открытом списке, электронно или на бумажном носителе в территориальный орган Федерального казначейства, которое в свою очередь, включает БГ в закрытый перечень и присваивает ей уникальный номер. По запросу банка, поставщика или участника казначейство предоставляет выписку из закрытого перечня о содержащейся в нем информации.

Реестр банковских гарантий по 223-ФЗ

В силу того, что 223-ФЗ не устанавливает четких условий получения данных документов, поставщику необходимо внимательно ознакомиться с положением о закупке заказчика , в торгах которого планируется участие. Нередки случаи существенного ограничения, связанные как с требованиями к кредитным организациям (списки удовлетворяющих банков, наличие соответствующих рейтингов и др.), так к тексту документа.

Списка банков, предоставляющих БГ, и ведение перечня по 223-ФЗ не предусмотрено.

Выдача банковских гарантий для участия в закрытых торгах связана с рядом специфических нюансов. Разобраться с ними иногда непросто. Особенно, если вы сталкиваетесь с закрытыми торгами впервые. В онлайн-сервисе TenderHelp можно получить банковские гарантии в том числе и для участия в таких торгах. Поэтому ниже мы рассмотрим, когда проводятся торги в закрытой форме, в чем специфика выдачи банковских гарантий для таких контрактов и т. д.

Что такое закрытые торги

Законодательство в области государственных закупок направлено на формирование прозрачности процедуры и поддержку конкуренции. То есть на то, чтобы информация о торгах была открыта, а круг потенциальных участников не был искусственно ограничен. Но в некоторых случаях заказчик может проводить торги в закрытой форме. Например, если его деятельность связана с государственной тайной.

Возможность проведения закрытых и открытых торгов предусмотрена ст. 448 ГК РФ. В открытых торгах может участвовать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые узнают о проведении аукциона из открытых источников. В закрытых торгах организатор не публикует информацию о проведении аукциона, а сам приглашает к участию в торгах юрлиц и/или ИП. Случаи, когда можно проводить закрытые торги, регламентируют отдельные федеральные законы, в рамках которых проводятся государственные тендеры.

Закрытые торги по 44-ФЗ

В рамках «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проводится существенная часть государственных и муниципальных тендеров. Важное отличие торгов по 44-ФЗ — все их детали четко регламентированы. По 44-ФЗ закрытый аукцион проводят только в следующих случаях (ст. 84 п. 2):

  • Если проводится закупка товаров и услуг для федеральных нужд, сведения о которых являются государственной тайной. У компании-участницы закупки должен быть допуск к гостайне.
  • Если проводится закупка товаров и услуг для федеральных нужд и в самой документации к закупке содержится гостайна. В этом случае также потенциальным участникам требуется допуск к гостайне.
  • При закупке услуг уборки помещений и водительских услуг для нужд судебных приставов и судей.
  • При закупке транспортных, страховых и охранных услуг при перевозке на выставки, во временное пользование и т. д. ценностей Госфонда драгметаллов и драгкамней РФ, музейных предметов, редких рукописей, ценных архивных документов и т. д.
  • Банковская гарантия для участия и в закрытых, и в открытых торгах по 44-ФЗ должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ.

Закрытый реестр банковских гарантий по 44-ФЗ

Информация о гарантиях, выданных для участия в торгах и подписания контрактов по 44-ФЗ, обязательно должна быть внесены в реестр банковских гарантий http://zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/quicksearch/search.html (ст. 45 44-ФЗ). Но если торги связаны с гостайной, то данные о гарантии вносят в закрытый реестр банковских гарантий (п. 8.1 ст. 45 44-ФЗ). Ведение закрытого реестра регулирует приказ Минфина РФ № 164н от 22.10.2015 г. В закрытый реестр вносят те же сведения о гарантии, что и в открытый (перечислены в п. 9 ст. 45 44-ФЗ).

Как поясняется в письме Федерального Казначейства № 07-04-05/03-180 от 17.03.2016 г., исполнитель контракта (принципал) должен известить банк о том, что в заявке и/или контракте есть сведения, составляющие гостайну. Без указания этих сведений. Известить банк нужно во время оформления заявки на выдачу банковской гарантии. После выпуска гарантии банк направляет сведения о ней в закрытый реестр. Исполнитель контракта (принципал) вместе с банковской гарантией получает выписку из реестра (п. 8 ст. 45 44-ФЗ).

Закрытые торги по 223-ФЗ

По 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проводят закупка товаров и услуг для госкомпаний, МУП, ГУП, компаний-естественных монополистов, их дочерних организаций. Согласно 223-ФЗ, закрытые торги можно организовать:

  1. Если в извещении о закупке, тендерной документации есть сведения, относящиеся к государственной тайне. В таких заказах могут участвовать только лица с доступом к гостайне.
  2. Если по постановлению правительства РФ конкретная закупка не подлежит размещению на сайте ЕИС (zakupki.gov.ru), хотя не имеет отношения к гостайне (п. 1 ст. 16 223-ФЗ).
  3. Если по постановлению правительства РФ информация о закупке данных товаров или услуг не подлежит размещению на сайте ЕИС, при этом к гостайне не относится (п. 2 ст. 16 223-ФЗ).

В 223-ФЗ напрямую не указаны требования к банкам-гарантам и банковским гарантиям для участия в торгах и заключения контрактов. В том числе и для закрытых торгов. Но заказчик (бенефициар) может сам указать определенные требования к банку и гарантии в конкурсной документации. Поэтому при участии в торгах по 223-ФЗ важно внимательно изучать требования к обеспечению, приведенные в тендерной документации.

Преимущества получения банковской гарантии для закрытых торгов с помощью онлайн-сервиса TenderHelp

  1. Далеко не все кредитные организации выпускают гарантии для участия в закрытых в торгах. С онлайн-сервисом TenderHelp сотрудничают банки, которые выдают в том числе и такие гарантии.
  2. Вы можете быстро и просто получить банковские гарантии для участия в торгах и подписания контрактов по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ, 207-ПП.
  3. Некоторые банки-партнеры TenderHelp могут выдать банковскую гарантию компаниям без опыта работы по госконтрактам (при стабильном финансовом положении организации).
  4. В системе TenderHelp по экспресс-продукту лимит на заемщика для получения банковской гарантии составляет 33, 5 млн руб. Общий лимит более 250 млн.
  5. По условиям банков-партнеров TenderHelp сроки гарантии могут достигать 5 лет.

Банковская гарантия для участия в закрытых торгах с помощью онлайн-сервисом TenderHelp — надежно, оперативно, выгодно!